Войти
Строительный портал - Yagkar
  • Гекконы токи – поющие ящерицы
  • К чему снятся люди: сонник
  • Пошаговое украшение тортов карамелью
  • Торт, украшенный сахарным стеклом
  • Китайская нумерология – особенности и совпадения Китайская нумерология рассчитать
  • Лекарство от боли Что будет если часто пить анальгин
  • Курсовая работа: Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала. Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся

    Курсовая работа: Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала. Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся

    В последнее время практически ни один уважающий себя руководитель не станет отрицать значимость развития и обучения персонала для развития организации, для развития бизнеса как такового.

    Естественно, что у компаний, решивших пойти по пути "воспитания" собственных специалистов, возникает масса вопросов: кого и чему учить; с какой периодичностью; какими будут результаты обучения и как определить, получен ли ожидаемый эффект; как закрепить результат обучения; какую форму обучения предпочесть? Для этого необходимо разобраться в следующих понятиях:

    Наставничество это один из способов передачи опыта. Для того чтобы развить у индивида определенные навыки, можно предоставить ему более опытного наставника, который обучит его определенным техникам и методам работы, а впоследствии поможет решить все проблемы, возникающие в ходе работы.

    Принципы наставничества:

    • 1. возможность регулярного общения;
    • 2. вместо готовых решений наставник предлагает только идеи и варианты;
    • 3. наставник направляет подопечного и контролирует его действия;
    • 4. согласование действий наставника и подопечного в решении проблемы

    В общем смысле наставничество - это процесс помощи со стороны сотрудников, давно работающих в организации, молодым сотрудникам. В основном это можно свести к следующему: передача знаний, накопленных в организации, и усвоение норм поведения, принятых в компании.

    Исследователи указывают, что наставничество не только способствует повышению производительности труда, но и может принести предприятию, значительно большую прибыль, поскольку сотрудники, прошедшие обучение под руководством наставника, более широко и творчески проявляют свои способности. Такое обучение развивает независимость и индивидуальные черты личности; каждый подготовленный сотрудник выдвигает свои идеи и отвечает за их реализацию; персонал быстрее приспосабливается к переменам, что способствует развитию культуры совершенствования, организация становятся более динамичной; обучение придает людям энергию, раскованность и уверенность в себе, повышает темп их жизни.

    Имеющиеся исследования показывают, что новые сотрудники, вступившие в успешные отношения наставничества-ученичества, способны больше узнавать о делах, проблемах и целях организации, чем люди, у которых наставников нет. коучинг тренинг консультирование

    Современное понимание наставничества действительно очень близко соприкасается с коучингом. И в том и в другом случае и клиент и работник сами занимаются формулировкой своих целей, исследуют реальность, принимают решение и следуют выбранным путем.

    Понятие коучинг отличается от наставничества тем, что наставники полагаются на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков. Наставничество, охватывающее широкий диапазон проблем, является гораздо более общим процессом, нежели коучинг, относящийся к конкретному умению или сфере деятельности.

    Наставничество обычно способствует прогрессу в рамках специфической области или организации и помогает индивидуумам оценить корпоративную политику (в ее сетевом, профильном и организационных аспектах).

    Чаще всего наставник занимает более высокое положение, нежели ведомый им человек. Наставник - это и ролевая модель, которая может стать ориентиром для ведомого на личностном уровне, и, несомненно, авторитет в определенной сфере.

    Преимуществом данного метода является возможность обучения прямо на рабочем месте. Сотруднику не нужно ломать голову над тем, как перенести знания из теории на практику.

    Один из тех инструментов развития, которые часто путают с коучингом, называются тренингом.

    Тренинг - это процесс, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания. В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы, вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной компетентности. В конце сессии тренинга ученик может научиться выполнять соответствующую работу, но его деятельность после этого не обязательно соответствует требуемому стандарту. Тренинг может быть формальным (например обучающие курсы) и неформальным (например, инструктаж без отрыва от производства).

    Подлинное обучение не происходит до тех пор, пока ученик не перенесет знание из обстановки тренинга в «реальный мир» и не осуществит устойчивое изменение своего поведения.

    Именно здесь и начинается коучинг. Коучинг происходит тогда, когда субъект является осознанно или бессознательно компетентным, однако нуждается в переходе на следующий уровень своей деятельности.

    Следует отметить, что иногда ученики характеризуют себя как осознанно некомпетентных, хотя в реальности они обладают умениями и знаниями, необходимыми для выполнения определенной задачи. Причина подобного явления в том, что они еще не использовали свои возможности надлежащим образом. По нашему мнению, при подобного рода обстоятельствах не существует безусловной необходимости в тренинге. Использование коучинга поможет сомневающимся в себе индивидуумам перевести реализацию своих умений на качественно новый уровень. Данное обстоятельство - превосходный пример того, почему предваряющее коучинг знание личности ученика является столь важным шагом.

    Коучинг помогает людям посмотреть со стороны на тот или иной аспект своей деятельности с помощью информированного, объективного «проводника». Данный метод направлен на содействие людям в осуществлении обучения без отрыва от работы и соответственно на оптимизацию эффективности их деятельности, а не на обучение чему-либо новому. Центральной задачей коучинга является использование существующих знаний и умений (иногда в сочетании с пересмотром социальных установок и привычных подходов).

    Многие ведущие тренингов стараются определить разницу между коучингом и тренингом. Иногда это вызвано расхожим мнением, что тренинг оказывает большее, чем на самом деле, влияние на деятельность, а иногда является следствием «продвинутости» тренеров, включающих коучинг в своей сессии.

    Область тренинга и коучинга зачастую перекрываются. Иногда в процессе обучения выясняется, что данный индивидуум не обладает необходимыми умениями и (или) базовыми знаниями. В таком случае коучинг прекращается и начинается тренинг. Тренинг и коучинг - составляющие континуума развития.

    Таким образом, возможно, что деятельность конкретного человека затрагивает множество вариантов коучинга (Потенциально столько же, сколько умений требуется для осуществления данной деятельности). Эффективный план личностного развития (ПЛР) подразумевает определение тех умений, над которыми следует поработать в определенный момент времени для того, чтобы обеспечить раскрытие потенциала индивидуума и достижение им целей бизнеса.

    Коучинг - это прежде всего взаимоотношения между двумя людьми, существующее в контексте определенной цели. После достижения данной цели нужда в этих взаимоотношениях отпадает. Какова же цель коучинга? Коучинг помогает людям измениться и стать теми, кем они хотят быть, или теми, кем им нужно стать, т.е. развивает их.

    Теперь давайте рассмотрим другие понятия, которые ассоциируются и смешиваются с коучингом.

    Консультирование

    Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний. К консультанту, как правило, обращаются люди, нуждающиеся в помощи при решении сложных и специфических проблем. В ходе консультирования проясняются причины возникших проблем и осуществляется рассмотрение прошлого личностного опыта в контексте событий, пришедших к настоящему положению вещей, в результате чего даётся экспертная позиция по данному вопросу.

    В отличие от традиционного консалтинга, коучинг смещает фокус внимания на будущее, и настоящее положение вещей. Задача коучинга - разработать маршрут движения к оговоренной заранее цели. Основная особенность коучинга - помощь клиенту в поиске собственного решения, а не решение проблемы за него. Коуч не должен быть экспертом в проблемной области. Но он обязательно эксперт в раскрытии собственных возможностей клиента.

    Находясь на рабочем месте, человек в большинстве случаев обратится к консультанту только при возникновении проблемы, в то время как к коучингу прибегают и для повышения эффективности уже успешной деятельности, и для устранения недостатков работы.

    Отсутствие экспертной позиции - один их ключевых принципов коучинга и главное отличие от консультирования, психотерапии или НЛП. Даже в НЛП консультант обычно занимает позицию эксперта. Методика коучинга исключает этот подход.

    Коуч изначально воспринимает клиента как равного партнера, обладающего внутренним знанием в виде потенциала. Потенциал - это то «зерно», те способности и умения, которым предстоит раскрыться.

    Утегенова Б.М. , Остапенко Л.Г.

    Костанайский государственный педагогический институт,

    Школа-лицей №2 г. Костаная

    Республика Казахстан

    Аннотация

    В данной статье дается определение коучинга в образовательном процессе и характеристика коучинга как эффективной формы поддержки профессионального развития учителей. Рассмотрение коучинга с позиций методического сопровождения инновационной деятельности и стратегии содействия в индивидуально-личностном сопров ождении педагогов и обучающихся является в статье ключевой темой и фокусом научного взгляда авторов статьи на сущность феномена коучинга.

    Түйін

    Бұл мақалада коучинг жасаудың негізгі сипаттамалары жасалған. Авторлар мұғалімдердің кәсіби-педагогикалық жағынан қолдаудағы тиімді форма ретінде пайдалануының жетістіктері сипатталған. Тәлімгерліктен коучингтың айырмашылығы айқындалған.

    П рофессиональная поддержка рассматривается в педагогической теории и практике как система мер, содействующей профессионально-личностному росту, который является сложным педагогическим явлением, направленным на самоопределение, саморазвитие, самореализацию и самосовершенствование. В основе поддержки профессионального развития педагогов лежит содействие, поле которого составляют такие уровни, как когнитивный – повышение самооценки, расширение представлений учителя о себе, инициирование рефлексивной деятельности, направленность на профессиональный самоанализ и обновление индивидуальной профессиональной концепции, способность к целеполаганию, преодолению затруднений и поиску новых путей самосовершенствования; ценностно-смысловой – стимулирование осознания учителем ценностей профессии, преодоление негативных эмоциональных состояний и формирование умений саморегуляции; поведенческий , как формирование эффективных умений и навыков общения . Актуальность повышения педагогического мастерства в условиях личностно-ориентированного образования требует овладение педагогами инновационными технологиями педагогической поддержки и сопровождения обучающихся.

    В последние годы в направлении педагогической поддержки развития профессионализма и мастерства педагогов особое место занимает технология коучинга. Это инновационная технология актуализации внутренних ресурсов самого педагога и обучающегося в достижении планируемого результата.

    Коучинг в образовательной среде является принципиально новым направлением в педагогической науке и практике, в основе которого лежит постановка и максимально быстрое достижение целей путем мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг выступает в роли мощного средства, способствующего как личностному так и коммуникативному развитию педагогов.

    Коучинг - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

    Коучинг - методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики, используемая для повышения эффективности раскрытия потенциала человека для решения его личных и профессиональных задач.

    Коучинг – это современная и очень социализированная практика для развития осознанности и восприятия, для раскрытия всех возможностей человека.

    Смысл коучинга: движение к цели, полное раскрытие потенциала человека и команды. При профессиональной поддержке коуча подопечный самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. Используя коучинг, педагоги достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Коучинг позволяет педагогу, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем. У коучинга мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы и собственные устремления подопечных.

    Структура коучинг - деятельности включает личный опыт подопечного, его потребности в развитии, содействие со стороны коуча в раскрытии собственных возможностей подопечного, системная работа в педагогической поддержке. Стержневыми в коучинге являются вопросы «Как Вы узнаете, что достигли результата?», «Что Вы хотели бы изменить?», «Почему это так важно для Вас?».

    Коучинг дает подопечному педагогу возможность посмотреть на ситуацию по-другому, оценить свои силы, свой потенциал, изменить стратегию. В школах существует система наставничества («школа молодого учителя»). Но практика школы свидетельствует, что такая традиционная система поддержки молодых учителей в профессиональном развитии не срабатывает. Начинающим учителям сложно скопировать чужой опыт, даже если он и передовой, потому что доминантой является принцип «делай как я».

    Коучинг в построении методического сопровождения инновационной деятельности и коучинг в индивидуально-личностном сопровождении педагогов и обучающихся помогает взглянуть на наставничество по-новому.

    Коучинг не учит, а помогает учиться – это его принципиальная сущность (Тимоти Голви) . Коучинг дает возможность для творчества, развития профессионального мастерства, устойчивого развития.

    Экскурс в происхождение термина «коучинг» - из венгерского языка означает «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути» позволяет определить концептуальную составляющую коучинга:

    Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те,

    что они проявляют в своей повседневной жизни;

    В каждом человеке заложен потенциал к саморазвитию;

    В каждом человеке есть все необходимые ресурсы для достижения цели и результатов;

    Фокус на сильные стороны, обучение на успехе, ориентир не на проблему, а на решение;

    Принятие, открытость, доверие как ключ к взаимодействию коуча и подопечного;

    Человек себя оценивает сам;

    Построение «подмостков» для подопечного. [ 3 . c . 18 ].

    Важное качество коуча - умение задавать вопросы. Коучинг -это больше вопросы, чем назидательный рассказ. Вопросы коуча задаются не для того, чтобы собрать информацию для подопечного о нем самом, а больше для того, чтобы пригласить подопечного послушать самого себя, помочь ему создать собственные идеи и контекст решения задач профессионального роста. Коуч приглашает к диалогу, к самоанализу, к поиску дополнительных способов решения и все это в комплексе ведет к творчеству и инсайту.

    Методика коучинга позволяет не только научиться самопрезентации, но и способствует созданию собственной педагогической методики.

    Среди важных качеств коуча назовем умение установления контакта, активного слушания, развитую эмпатию.

    Коучинг в рамках образовательного процесса представляет следующие общие направления:

    Процесс партнерского взаимодействия (психолого-педагогическое сопровождение подопечных), направленный на достижение качественного результата, целевых установок;

    Проектирование технологий социального взаимодействия, интерактивных форм поддержки активности педагогов;

    Системный процесс по педагогической поддержке и содействия росту и профессиональному развитию подопечных учителей.

    Несомненными результатами коучинга являются улучшение продуктивности деятельности каждого человека и группы в целом, улучшение взаимоотношений в группе, способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, гибкость и адаптивность к изменениям.

    Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности подопечного для максимизации собственной результативности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит. Коуч выступает в роли фасилитатора, то есть высвобождает подопечных на то, чтобы они принимали более эффективные и значимые решения. Для того, чтобы процесс коучинга был действенным для обеих сторон, со стороны коуча необходимы также определенный уровень сознания, овладение специальными методиками, тренингами-практиками, позволяющие найти индивидуальный ключ к успешному содействию профессионального развития педагогов.

    Основная обязанность коуча, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обнаружить лучшее в личности своих подопечных при выстраивании подмостков для их развития. В свою очередь, основная цель подопечного педагога заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за решение поставленной задачи и выполнять все, о чем он договаривается с коучем. Именно сам подопечный несет ответственность за свои результаты. Побудительный импульс, заставляющий субъектов работать в системе «коучинг», – это потребность в изменениях, причем с обеих сторон.

    Логическая цепочка коучинга выстраивается по линии «партнерство – раскрытие потенциала - результат».

    Коуч должен создать наиболее благоприятные условия доверия и комфорта между собой и подопечными, для того чтобы они смогли наиболее полно осознать свои мотивы и цели.

    Модель коучинга можно представить на основе модели интерактивных форм поддержки профессионально-педагогических инициатив подопечных учителей и непосредственно коуча. В свою очередь, подопечные получают наглядный пример коллаборативной среды, когда сам процесс достижения цели выступает в качестве мотивации, когда подопечные по собственной инициативе вовлечены в творческий процесс.

    Приведем пример из одного коучинга-сессии для учителей - рассмотреть процесс критериального оценивания как главный метод, помогающий учащимся в обучении. В первой части процесса коучинга - демонстрация фрагмента урока с применением стратегий критериального оценивания с последующим суммативным оцениванием. Во второй части - работа в группах. В ходе кумулятивной беседы учителя сформулированы ключевые характеристики оценивания для обучения, сделан анализ эффективности стратегий, примененных учителем на демонстрационном уроке. На третьем этапе - практическое применение полученных знаний, результатов наблюдений и последующего обсуждения второго этапа занятия. Учителями разрабатывались критерии оценивания с обсуждением в группах сменного состава. Учителям были даны рекомендации по моделированию ситуаций критериального оценивания, особенностей их применения на уроках. Коучинг проводится в соответствии с требованиями Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК совместно с учителями первого и второго уровней на базе школы-лицея, в которой более 10 сертифицированных учителей. Образовательный эффект критериального оценивания заключается в том, что учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта для обучающихся; позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения; инструмент мотивации учащихся на достижение успеха; вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения; снижает уровень школьной тревожности учеников; ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету; заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы; высказывает свою точку зрения. Таким образом, участники коучинга пополнили методическую копилку готовыми разработанными уроками, содержащими идеи семи модулей программы в целом, и критериального оценивания в частности. В завершении коучинга учителя задавали вопросы, делились впечатлениями, обменивались мнениями.

    Таким образом, коучинг является одним из ресурсных аспектов педагогической деятельности и предполагает выведение взаимоотношений между коучем и коллегами-подопечными на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственности за результаты профессионального и индивидуального развития педагогов. Для современного педагога на сегодняшний день ставится достаточно сложная задача мотивировать на результативность каких-либо процессов, проявить живой интерес к субъекту с целью открыть в нем достаточно большой спектр его возможностей, обнаруженных с помощью коучинговых взаимоотношений. Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная деятельность в содействии росту и развитию учителей.

    Список литературы:

      Чошанов М. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации. // «Директор школы», № 4, 2000.- 24-28 с.

      Голви У.Т. Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра. – М., 2013. – 65 с.

      Мэрилин Аткинсон Жизнь в потоке: Коучинг. – М., 2005.- 60 с.

      Руководство для учителя, 2 уровень. - Астана, 2013.

    Приложение 1

      Международная конференция

      23-24 октября 2014 г., г. Астана

                    1. Заявка участника

    ФИО:

    Утегенова Бибикуль Мазановна

    Тема доклада:

    Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

    Наименование секции:

    6.

    Ученая степень, звание:

    Кандидат педагогических наук, доцент,

    Основное место работы:

    Костанайский государственный педагогический институт

    Должность:

    Заведующая кафедрой педагогики

    Телефон:

    87142567584

    Факс:

    E - mail :

    [email protected]

    Дата подачи заявки:

      1. Число

      1. 23

      1. Месяц

      1. 09

      1. Год

      1. 2014

    Приложение 1

      Международная конференция

      «Образовательная политика, практика и исследования»

      23-24 октября 2014 г., г. Астана

                    1. Заявка участника

    ФИО:

    Остапенко Людмила Ге о ргиевна

    Тема доклада:

    Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

    Наименование секции:

    6. Педагогическое сообщество и лидерство в профессиональном развитии учителя.

    Ученая степень, звание:

    Основное место работы:

    Школа-лицей №1 г. Костаная

    Должность:

    Учитель высшей категории, сертифицированный педагог

    1 уровня

    Телефон:

    87053272445

    Факс:

    E - mail :

    Дата подачи заявки:

      1. Число

    Отчет В 1.3
    Рефлективный отчет учителя - коучинга по обучению в рамках реализуемой практики коуча.
    Понятие «коучинг» я впервые услышала на курсах повышения квалификации педагогических работников РК. Понимание процесса коучинга расширилось благодаря помощи нашего тренера. Коучинг представляет процесс взаимодействия коллег, в ходе которого на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, подопечный совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественно иной, более глубокий уровень их понимания, и принятия решений о практической их реализации (Руководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.232).
    Достоинства метода:
    Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
    Коучинг применяется как на индивидуальном, так и групповом уровне.
    Недостатки метода:
    Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
    Ожидаемым результатом коучинга является существенное повышение эффективности деятельности личности.
    (А.М. Кузьмин.Настольная книга учителя-коуча\ компетенции коуча и основные принципы коучинга, с. 23)
    В школе я провела два коучинга «Развитие критического мышления через анализ и синтез» и «Оценивание в учебном процессе». Я определила для себя, что коучинг это организованный процесс, где самое главное, на мой взгляд, это психологический настрой коуча и слушателей.
    Темы занятий были определены мной исходя из потребностей учителей, выявленных через анкетирование. Коучинг направлен на решение конкретных вопросов, на решение проблем у учителей. Поэтому я понимаю, что одно занятие не эффективно. Необходимо провести серию занятий. Для этого необходимо заинтересовать моих коллег и предложить для обсуждения методы решения проблем. Моих коллег заинтересовали новые подходы в обучении для улучшения учебного процесса.
    Время меняется стремительно, появляются новые требования к уровню компетентности преподавателей, прошло время, когда требования к учебному процессу диктовались сверху, структура рынка и технологий сегодня меняются значительно чаще, чем в прошлом. Время диктует необходимость постоянного обучения сразу на рабочем месте посредством коучинга (www:aogen.ru).
    На своих занятиях я помогала коллегам раскрыть свои возможности (составлять вопросы по таксономии Блума, выполнять сложные задания на анализ, умение отстаивать свою точку зрения, оценивать) через творческие задания. Всегда была с ними на равных, что позволило мне выработать такие стратегии, которые вывели учителей на самостоятельные пути решения.
    В ходе проведения коучингов я определила для себя, что самое главное это правильно задавать вопросы, не давать готовых ответов и не критиковать.
    Нужно уметь обобщать сказанное коллегами, чтобы учителя убедились, что их поняли. В процессе проведения двух коучингов я считаю, что цели и задачи достигнуты (через применение групповой работы, стратегии критического мышления, формы оценивания). Только во взаимодействии и сотрудничестве можно принять правильное решение. Обучение в сотрудничестве представляет собой группу людей, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта (Руководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.230).
    Для того чтобы коучинг был продуктивным я применяла различные методы и приёмы: « Ромашка Блума», «Мозговой штурм», «групповую работу», «Корзина идей» Эффективностью коучинга было то, что учителя ознакомились с Программой курсов и познакомились с модулями данной программы и попытаются применять эти знания на практике. Также я считаю, что коучинг будет эффективным, если он будет развивать учителей, добиваться от них результатов. При планировании проведения коучингов мной учитывались предметные направленности учителей. Для себя я отметила, что при обучении учителей и учащихся существуют различия:
    1) обучение учителей основано на обмене опытом и наличие обратной связи, так как учителя могут оценивать информацию.
    2)учителя могут разделять ответственность за процесс обучения, так как они знают собственные потребности.
    3)учителя сосредоточены на том, как решить проблему.
    Трудность возникла при вовлечении в работу всех учителей. Учащиеся более активно включаются в процесс обучения, чем учителя. Я думаю, что это связано с тем, что у учащихся есть своеобразный стимул – оценка за урок и некая вольность при нестандартном подходе в обучении (передвижение по классу, обсуждение во время урока, творческая деятельность и т.д.).
    При планировании и проведении коучинг занятий в школе я столкнулась с трудностями:
    Выбор времени проведения занятий
    Изменение стереотипов учителей
    Нехватка времени на выполнение задания
    Недостаточно времени проследить за деятельностью учителей.
    В дальнейшей своей работе как коуча я постараюсь учесть трудности, с которыми я столкнулась, и при дальней планировании привлечь учителей (сторонников традиционной модели образования) к совместной работе. Задания подбирать, так чтобы рационально использовать время урока и выйти на конечный результат.
    Коучинги должны проводиться систематически, пусть даже с небольшой группой учителей, но которые в этом заинтересованы. Чтобы занятия были более интересными и разнообразными, в дальнейшем мне необходимо будет изучить и проанализировать дополнительную литературу по новым подходам в обучении.
    Так же, как мне кажется, коучинги можно проводить и с учащимися старших классов, в целях подготовки к ЕНТ, научным проектам и конференциям, конкурсам и предметным олимпиадам.
    После проведения коучинга несколько учителей, имеющие небольшой педагогический стаж, заинтересовались программой курсов и решили пройти данные курсы с целью своего самообразования и саморазвития. Я считаю, что в сотрудничестве с коллегами они преодолели трудности (общение, определение цели и задач) и увидели свои творческие и индивидуальные способности. Исходя из выше сказанного, я определила для себя следующие задачи, по которым планирую работать в ближайшее время:
    Продолжать практиковаться как коучРазрабатывать коучинг занятия с учетом профессиональных потребностей учителей
    Привлечь педагогов, которые ещё не до конца могут определиться с проблемой в своей педагогической деятельности к участию в коучингахСоздать сообщество учителей которые хотят быть творческими учителями.
    Продолжить серию коучингов по теме «оценивание», так как эта тема актуальна для современного образования, для повышения уровня компетентности преподавателя.
    Используемая литература:
    Руководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.232
    Настольная книга учителя-коуча\ компетенции коуча и основные принципы коучинга, с. 23
    www:aogen.ruРуководство для учителя\методы и подходы в работе учителя, с.230

    Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта школьного образования является внедрение инновационных форм работы с учащимися, стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.

    Инновационные технологии в образовании используются , в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность мотивации - как в учебной, так и внеучебной деятельности .

    В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы .

    коучинг - технология является мощным средством для развития ребенка , так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос - ответ, где ребенок сам находит пути решения проблемы.

    Коучинг (анг. Coaching - обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности .

    В основе коучинг - подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти — уже заложена в каждом ребенке .

    Коучинг — это искусство содействовать обучению и развитию другого человека . Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.

    Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит: «надо делать так, а вот так делать не надо» , а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял , что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находят свой , уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу , особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия , где ребенок чувствует , что его идеи и предложения не остаются без внимания.

    Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

    Коучинг проходит в 7 этапов :

    1 этап - установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком ;

    2 этап - совместное определение задач для достижения конкретной цели;

    3 этап - исследование текущей проблемы (ситуации) ;

    4 этап - определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

    5 этап - выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

    6 этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

    7 этап - договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

    А если сказать это коуч - вопросами , то это будет выглядеть примерно так:

    «Чего ты хочешь?»

    «Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»

    «Что можно сделать?»

    «Что ты будешь для этого делать сегодня?»

    Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности. Повторюсь, сказав, что коучинг - это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику . То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов - сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча .

    Может быть, кому-то показалось, что коучинг - это слишком сложно. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

    Давайте сразу все рассмотрим на примере - так будет проще понять сам метод и его использование .

    Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

    Стандартное поведение взрослого: «Спагетти надо есть вилкой» . При этом ребенок не думает , а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности - это минус.

    Коучинг : взрослые кладут перед ребенком ложку , нож и вилку - и говорят: «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать . В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы: «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок , думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам - это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления.

    Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка , но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить .

    Еще несколько коуч - вопросов , которые вы можете использовать в воспитании своих детей:

    Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?

    А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?

    Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.

    Как ты думаешь, то, что ты сделал - это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

    «Волшебные вопросы» , направляющие ребенка :

    Что ты хочешь?

    А зачем тебе это?

    Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?

    Что может повлиять на изменение ситуации?

    Что ты будешь делать?

    Какие могут быть последствия для тебя и других?

    Что для тебя в этом самое трудное?

    Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

    Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?

    Кто и чем может тебе помочь?

    Какие знания тебе нужны?

    Где и как можешь получить эти знания?

    Коучинг на практике .

    Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Коучинг позволяет родителям справиться со многими вызовами в воспитании, например, как правильно реагировать, когда ребенок выражает негативные эмоции. А их он должен иметь возможность выражать.

    Интересно также, что механизм, который помогает ребенку развиваться и прогрессировать - это механизм сосредоточенности и привязанности к родителям. Механизм любви по отношению к ним. Но собственной самооценки, и любви к самим себе у детей нет, они развивают их позже.

    Поэтому дети могут научиться любить себя только благодаря тому, как к ним относятся их родители: что они им говорят, как говорят, что о них думают, что и как делают. Понимание этих особенностей позволяет выделить принципы позитивного родительства, а также возрастные коуч-периоды в работе с детьми: до 7 лет, 7-14 лет и старше 14 лет, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

    Итак, принципы позитивного родительства Ребенок может быть другим или отличаться от других Ребенок может совершать ошибки Ребенок может выражать негативные эмоции Ребенок может хотеть большего Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями

    Соблюдение этих принципов родителями с поддержкой коуча при общении с ребенком дает возможность ему стать яркой личностью, с пониманием и осознанием им своих желаний, с адекватной самооценкой.

    Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".

    Просмотр содержимого документа
    «Коучинг в работе современного педагога.»

    Коучинг в работе современного педагога.

    Самойлова Светлана Алексеевна

    заместитель директора по ВР

    МБОУ СОШ №5 им. К.П. Феоктистова


    Знание

    Творчество

    учителя

    ученики

    родители

    Совместная работа по преодолению барьеров в обучении и развитию творческих способностей

    УСПЕХ


    «Коучинг» - процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.

    ученики

    учителя

    Гибкость (готовность воспринимать идеи других);

    Настойчивость (не откладывать трудные задачи);

    Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей);

    Поиск компромиссных решений;

    Коммуникативность.

    Усилие и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться

    Развитие мотивационной сферы учащихся

    Быть самомотивированными обучающимися;

    Развивать позитивное отношение к обучению;

    Развивать позитивное отношение к самим себе.



    Качества, необходимые педагогу: (по К. Роджерсу)

    • Открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими;
    • Принятие ученика как личность, уверенность в его творческий потенциал;
    • Педагогический оптимизм;
    • Эмпатическое понимание, т.е. возможность посмотреть на окружающий мир глазами ученика.

    Критическое мышление2













    «Волшебные вопросы», направляющие ребенка:

    • Что ты хочешь?
    • А зачем тебе это?
    • Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?
    • Что может повлиять на изменение ситуации?
    • Что ты будешь делать?
    • Какие могут быть последствия для тебя и других?
    • Что для тебя в этом самое трудное?
    • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
    • Я не знаю, что делать дальше. А ты как думаешь?
    • Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?
    • Кто и чем может тебе помочь?
    • Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?
    • А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?
    • Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.
    • Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

    Комплексные эквиваленты - слова, являющиеся условными обозначениями определенного поведения.

    «Каждый человек вкладывает в определенное понятие свой смысл»

    Комплексный эквивалент

    Когда проявляю я…

    Уважение

    Проявляют по отношению ко мне…

    1) Внимательно слушаю его и делаю то, что он попросит

    2) Стараюсь быть предельно пунктуальным

    3) Стараюсь сделать больше, чем человек просит

    Дружба

    1.

    2.

    3.

    1) Человек делает то, что я его прошу аккуратно и тщательно

    2) Проявляет пунктуальность

    3) Не будет говорить за моей спиной обо мне, а будет говорить прямо

    1.

    2.

    3.

    Если вы знаете хотя бы шесть поведенческих проявлений одного комплексного эквивалента, то у вас есть шанс наладить эффективную коммуникацию с любым человеком.


    Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха.

    Принципы позитивного родительства:

    • Ребенок может быть другим или отличаться от других
    • Ребенок может совершать ошибки
    • Ребенок может выражать негативные эмоции
    • Ребенок может хотеть большего
    • Ребенок может сказать «нет»,

    но последнее слово остается

    за родителями


    Коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

    • Коучинг проходит в 7 этапов :
    • 1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком (родителем) ;
    • 2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;
    • 3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации) ;
    • 4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
    • 5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
    • 6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
    • 7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.