Войти
Строительный портал - Yagkar
  • Гекконы токи – поющие ящерицы
  • К чему снятся люди: сонник
  • Пошаговое украшение тортов карамелью
  • Торт, украшенный сахарным стеклом
  • Китайская нумерология – особенности и совпадения Китайская нумерология рассчитать
  • Лекарство от боли Что будет если часто пить анальгин
  • Земельный налог – ставки, льготы, порядок оплаты. Узнать задолженность по земельному налогу физических лиц Налог на землю является

    Земельный налог – ставки, льготы, порядок оплаты. Узнать задолженность по земельному налогу физических лиц Налог на землю является

    Среди налогов, которые оплачивают физические и юридические лица, земельный налог является очень значимым. Это довольно обширная юридическая тема, к изучению которой надо подходить предельно внимательно. При соблюдении основных законов и рекомендаций, проблем и разночтений возникать не должно.

    Базовые понятия и основные особенности

    Налоги на землю относятся к т. н. имущественным сборам. В таком случае налицо факт обладания физическим или юридическим лицом земельным участком.

    Главная особенность заключается в том, что земельный налог – это т. н. «местный налог». Вот почему решающая роль в его установлении ложится на органы местной власти, и он оплачивается в местные бюджеты.

    Объект налога – земельные участки, находящиеся в конкретном муниципальном образовании или же в городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.


    Как раньше, так и теперь земля остается наиболее важным источником поступлений в казну. Поэтому сам процесс налогообложения осуществляется сепаратно от других видов налогов на имущество, например, от налога на недвижимость. Не следует их путать.

    Важность земельного налога напрямую связана с тем, что участки занимают довольно большие территории даже в границах одного административного образования, и они представляют собой большое количество объектов для налогообложения.

    Величина налога

    Устанавливают ставки данного налога только местные органы власти. Федеральный уровень (ст. 394 НК РФ) предусматривает максимальные грани, выше которых ставка не может быть поднята. Данные ставки напрямую зависят от типа используемого участка. Их расчет составляет:
    • 0,3% – данную ставку называют пониженной. Ее применение допустимо только к землям, четко обозначенным в законодательстве. Это земли сельскохозяйственного предназначения, земли для садоводства и огородничества, земли для ЛПХ, а также для государственных оборонных целей.
    • 1,5% – данная ставка применяется для налога на все прочие типы земель.

    При этом следует помнить, что данные ставки на местном уровне могут быть меньше, но больше – никак!


    При отсутствии четких ставок на местном уровне, они автоматически приравниваются к установленным в Налоговом кодексе. Ставки более низкого уровня, нежели учтенные в НК – это т. н. льготные ставки. Окончательное решение об их применении – прерогатива представителей региональной администрации того или иного административного образования. Здесь учитывается как конкретная группа или вид плательщиков (плательщика), так и вид конкретного участка или надела.

    Местными властями могут быть установлены и дополнительные правила платы данного налога. Однако они не должны идти вразрез со статьями действующего НК.


    Рекомендуем также ознакомиться со статьей: .

    Основная законодательная база

    Для земельного налога характерно большое количество особенностей и правил, которые регулируют не только ставку, но и порядок оплаты. Основная регуляция заключается в отдельной главе НК РФ, а именно в главе 31. Статьи, которые рассмотрены в этой главе, касаются следующих вопросов:
    • налогоплательщиков;
    • налоговой базы, а также определения ее порядка;
    • различных льгот;
    • объекта, к которому применяется налог;
    • порядка расчета суммы к оплате и авансовых платежей;
    • порядка подготовки и подачи деклараций.
    Другие отдельные нормативные акты разрабатываются и утверждаются на уровне отдельных субъектов РФ.

    Кто платит

    Плательщиков таких сборов можно подразделить на две большие группы:
    • Физические лица. К ним относятся просто частные владельцы земли, а также индивидуальные предприниматели (ИП), которые зарегистрированы согласно действующим правилам.
    • Организации, различные коммерческие структуры, иначе говоря, юридические лица. В данном случае форма собственности не важна.
    Основными критериями для установления земельного налога выступают:
    • наличие участка (участков) на правах собственности;
    • на правах пожизненного владения;
    • на правах бессрочного и постоянного использования.
    Иные формы владения, к которым относятся аренда и безвозмездное срочное пользование, освобождаются от данного вида налогообложения. В этом случае уплата осуществляется теми лицами, которые фактически владеют тем или иным участком, наделом. К ним относятся арендодатели или непосредственные хозяева.

    Когда возможны льготы

    Льготы относятся к категории мер поддержки государством определенных категорий населения. На федеральном уровне они рассмотрены в статьях 391 и 395 НК РФ.

    Полное освобождение от уплаты земельного налога предоставляется юридическим лицам в случаях:

    • владения ими участками определенного типа: для благотворительных целей, для религиозных целей;
    • земли находятся в границах инновационного центра «Сколково»;
    • если участок расположен в свободной экономической зоне.
    К категории физических лиц, которые могут быть полностью или частично освобождены от уплаты налога, относятся:
    • инвалиды и ветераны ВОВ;
    • герои России или СССР;
    • участники ликвидации аварии на ЧАЭС и др.
    Очень часто льготы устанавливают местные органы власти. В этом случае механизм предоставления льгот осуществляется путем расширения уже существующих на общефедеральном уровне или же изобретаются новые формы подобных мер, которые не противоречат действующему законодательству.

    На практике это может быть предоставление скидки, иногда даже до 50%. Снижение ставки налога по сравнению с общими условиями. Иногда полное освобождение от уплаты налога конкретным лицам, как правило, это представители многодетных семей, пенсионеры (см. ).

    Новинки, вступившие в силу с 2015 года

    Главным новшеством для уплаты земельного налога с 1 января 2015 года является то, что изменилась базовая стоимость, используемая при расчете уплаты. Если раньше в расчет бралась инвентаризационная стоимость участка, то теперь используется кадастровая. Конечно, инвентаризационная была намного меньше. Расчеты осуществляются независимыми оценщиками, которые назначаются местной властью.

    В отношении участков, которые находятся в собственности ИП – определение базы налогообложения и определение конечной суммы для выплаты стало прерогативой налоговых органов. Предпринимателям нет нужды подавать декларацию, оплату нужно производить по уведомлению, направленному фискальными органами.

    Порядок и сроки оплаты

    Физлицам уведомление о налоге, его сроках оплаты направляется по месту жительства представителями налоговых органов. Если по каким-то причинам данные в уведомлении ошибочны, нужно написать на специальном бланке заявление в налоговую службу. Такой бланк приходит вместе с уведомлением.

    Если указанные данные подтвердились, то придет новое уведомление.

    В текущем году для всех субъектов РФ установлен единый срок уплаты налогов на имущество – не позднее 1 декабря 2017 года.

    В случае, когда лицо просрочило сроки уплаты, то ему начисляется пеня за каждый календарный день просрочки. Кроме этого, соответствующими органами работодателю должника может быть послано уведомление о погашении долга за счет зарплаты или иных налогов. В некоторых случаях могут быть применены и дополнительные санкции, например, в виде ограничения выезда за рубеж до полного погашения задолженности.

    Форма оплаты

    Для того чтобы оплатить земельный налог, можно воспользоваться специальным сервисом на официальном сайте налоговой службы. Для этого нужно:
    • Заполнить реквизиты налогоплательщика (при безналичной форме обязательно указывается ИНН).
    • Выбрать вид налога, который оплачивается , категорию земельного участка, а также тип и сумму платежа (если нужно заплатить пеню, это нужно также указать).
    • Выбрать способ оплаты . Он может быть наличным или безналичным. При оплате наличными нужно сформировать платежное поручение, затем его распечатать и оплатить в любом банке РФ. При оплате по безналу нужно выбрать одну из кредитных организаций, а после перейти на их сайт и совершить оплату.

    При подозрении на задолженность

    Развеять или подтвердить свои сомнения по поводу задолженности можно несколькими путями:
    • отправиться в территориальный налоговый орган по месту проживания;
    • воспользоваться специальным личным кабинетом на официальном веб-ресурсе соответствующей службы;
    • воспользоваться сервисом Единого портала госуслуг;
    • если дело должника находится в исполнительном производстве, воспользоваться официальным сайтом судебных приставов.

    Если нет уведомления

    Отсутствие уведомления не означает, что земельный налог платить не нужно. С 2015 года действует закон, согласно которому налогоплательщики должны самостоятельно сообщать в соответствующие органы об имеющейся у них недвижимости. Это можно сделать и с помощью онлайн-сервиса.

    За скрытие такой информации предусмотрен штраф – 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту (объектам), которые гражданин скрыл от фискальных органов.

    Уведомление может не дойти до налогоплательщика и по иным причинам, например, если указан неверный адрес проживания. Расчет в этом случае будет произведен за 3 года. Иногда почтовая служба также дает сбой в работе. В этих случаях налогоплательщику надлежит обратиться в почтовое отделение, которое обслуживает его адрес и поинтересоваться о письме.

    Возможно ли уменьшение суммы земельного налога

    Снижение размера обязательных отчислений в казну возможно только в случае уменьшения кадастровой стоимости земли. Сделать это может не только фактический владелец, но и арендатор.

    С этой целью необходимо обратиться в арбитражный суд и предоставить пакет необходимых документов. В этот обязательный пакет входит заявление, а также заключения и отчеты о стоимости самого объекта (земли), а также иных объектов недвижимости на ней (если таковые имеются).

    Иной способ – это обращение в специальную комиссию, которая рассматривает споры по поводу кадастровой стоимости земельных участков. При этом нужно помнить, что обращаться надлежит в течение 6 месяцев после определения этой стоимости.

    Плановая кадастровая оценка/переоценка земель проводится раз в 5 лет.

    Что не облагается налогом

    Есть ряд земель, которые вообще не облагаются налогом. К ним относятся:
    • земли, на которых расположены заповедники или объекты культурного наследия;
    • земли, полностью изъятые из оборота;
    • земли в пользовании лесных или водных фондов;
    • земли, необходимые для оборонных и общегосударственных целей, а также для работы таможенных служб.

    Неуплата налога

    Систематическое уклонение от уплаты земельного налога может иметь очень неприятные последствия для неплательщика. Долг и пени будут только увеличиваться, а заплатить их все же придется. Кроме этого, по соответствующему иску в суд участок может быть изъят, а также наложен арест и на другое имущество должника, исходя из суммы долга. Данные должника при этом вносятся в государственный реестр.

    При возникновении различных проблем, связанных с уплатой соответствующего налога, можно обратиться и в специальные службы, которые обеспечивают юридическую помощь и поддержку, как предпринимателям, так и обыкновенным физическим лицам.

    Каждый гражданин РФ обязан периодически уплачивать законодательно установленные налоги и сборы. Эта обязанность установлена ст.57 Конституции РФ.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Налоги и сборы – основная статья дохода государства, поэтому их взимание помогает обеспечивать финансирование нужд и задач страны.

    Нормы закона

    Налоги и сборы – законодательно установленные платежи в государственный бюджет.

    Обратимся к законодательству РФ для первоначального рассмотрения понятия земельного налога:

    • Об этом налоге нам говорит Налоговый кодекс РФ, в частности, глава 31.
    • Налоговые ставки определяются местными властями самостоятельно, в пределах, установленных .
    • Объектом налогообложения считаются земельные участки, которые расположены в рамках муниципального образования (ч.1 ).
    • В ч.2 ст.389 приводится перечень объектов, не облагаемых земельным налогом. Это земли, выведенные из оборота, ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирным домом.

    Таким образом, земельный налог – налог, устанавливаемый муниципальными органами власти, которым облагаются земельные участки, находящиеся на территории данного муниципального образования.

    Плательщики

    Понятие плательщиков земельного налога (например, на дачу) дается в п.1 . Это физические и юридические лица, которые обладают правом собственности, бессрочного пользования, пожизненного владения участком.

    От чего зависит размер?

    Размер земельного налога находится в зависимости от объективных показателей.

    Это размер налоговой ставки, кадастровая стоимость участка и льготы.

    Ставка может быть либо 1,5%, либо 0,3% - это зависит от категорий земель-объектов налогообложения.

    Кроме того, субъекты вольны устанавливают свою ставку, но не выше законодательно установленной.

    Второй параметр, влияющий на размер – кадастровая стоимость участка.

    Раз в 5 лет государство оценивает стоимость земли – это и является кадастровой стоимости.

    Последний параметр – льготы , которые могут быть положены определенным категориям граждан-налогоплательщикам.

    Льготы

    Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот. Каждая категория в свою очередь делится на налоги федерального и местного уровня.

    Федеральные льготы

    Граждане и общины, относящиеся к коренным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока полностью освобождаются от выплаты налога на землю при условии, что земельные участки, имеющиеся у них в пользовании, эксплуатируются для промыслов, обеспечения традиционности хозяйственного и жизненного уклада.

    Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели (ИП) приравниваются к физ.лицам и порядок уплаты налога ИП ничем не отличается от уплаты налога физическим лицом.

    Местные льготы

    Как уже отмечалось выше, налог на землю (например, на гараж) отчасти определяется муниципальными госорганами, поэтому муниципалитеты вправе устанавливать местные льготы для определенных категорий налогоплательщиков.

    Для получения информации об этих льготах следует обратиться в представительные госорганы муниципального образования.

    Для юридических лиц

    Федеральные льготы для юр.лиц представляют из себя изъятые из объектов налогообложения определенные группы земельных участков.

    В их перечень входят:

    • участки, выведенные из оборота;
    • участки, ограниченной оборотоспособности;
    • участки с размещенными на них заповедниками, заказниками;
    • участки земли с объектами водного фонда РФ;
    • участки земли, входящие в лесной фонд РФ.

    Для физических лиц

    Согласно Налоговому кодексу, некоторые группы граждан имеют право уменьшить налоговую базу на 10 000 руб.

    Ниже приводится перечень таких групп:

    • герои СССР, Герои Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы;
    • граждане, которые перенесли лучевую болезнь;
    • инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, но при этом получившие инвалидность до 01.01.04г.;
    • инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий;
    • граждане, участвующие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
    • граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия.

    Как рассчитать земельный налог в 2019 году?

    Теперь следует выяснить основные правила и нормы расчета налога на землю за год, а также по каким формулам его можно вычислить.

    Порядок исчисления

    Наконец мы подобрались к главному вопросу статьи: как рассчитать земельный налог в 2019 г.

    Стоит обозначить, что налоговый период составляет один год, то есть земельный налог подлежит уплате ежегодно.

    Налоговая база

    С 2016 г. расчет суммы налога на землю производится с учетом кадастровой стоимости земельного участка.

    Ранее, до 2016, земельный налог рассчитывался через балансовую стоимость участка, что было заметно менее обременительно для владельцев.

    Таким образом, с 2016 года налоговой базой земельного налога считается кадастровая стоимость участка, определяющаяся с учетом требований Кодекса РФ о земле.

    Данные о кадастровой стоимости земли возможно отыскать на вебсайте Росреестра.

    Процентная ставка

    Кроме налоговой базы, на величину земельного налога влияет и процентная ставка.

    Она определяется муниципальными госорганами и не может быть больше 0,3% и 1,5% в зависимости от того, к какой категории относится земля.

    Налоговая ставка в три десятых процента служит для расчета налога на землю:

    • отнесенных к землям сельхозназначения;
    • занятых жилым фондом и объектами коммунальных систем жилищного комплекса либо полученных для жилого строительства;
    • приобретенных для ведения подсобного хозяйства(прим.– в СНТ, являющееся юр.лицом, приходится платить налог на землю с участков в размере 0,3%);
    • ограниченных в обороте, а также представленных для оборонительных целей, обеспечения безопасности и таможенных нужд;
    • иные участки земли, не подпадающие под этот список, облагаются налогом со ставкой в 1,5%.

    Базовая формула

    Базовая формула расчета налога на землю для физ.лиц выглядит таким образом:

    S = (КСт – Л) * P, где

    • S – общая сумма налога;
    • КСт – кадастровая стоимость земли;
    • Л – льготы, равные 10000р., если они предусмотрены;
    • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 0,3% для физ.лиц.

    Базовая формула расчета налога для юридических лиц аналогична формуле для физ.лиц, за исключением вычета 10 000р. льгот и процентной ставки в 0,3%, которая для юридических лиц составляет 1,5%.

    Это обусловлено тем, что во владении юридических лиц могут находиться любые земельные участки, а во владении физических лиц лишь те, ставка для которых установлена в 0,3%.

    Итого, формула для юридических лиц имеет вид:

    S = КСт * P, где

    • S – общая сумма налога;
    • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 1,5% для юр.лиц.

    Кто определяет сумму?

    Сумму налога юридические лица определяют самостоятельно, физические лица получают готовые расписки из ФНС.

    Расчет на примере

    Проведем расчет земельного налога на нескольких примерах.

    Для юридических лиц

    ООО «Роза» владеет земельным участком в Московской области, приобретенным для строительства швейной фабрики. Кадастровая стоимость участка – 67 700 567 руб. Налоговая ставка в Московской области для данного типа земельных участков – 1,5%.

    Расчет налога будет таковым: 67 700 567*1,5 = 1 015 508,505

    Для физических лиц

    Цена на земельный участок в 260 кв.м составляет 2,3 млн.руб. Налоговая ставка — 0,2%.

    Налог на землю рассчитывается так: 2 300 000*0,2/100=4 600 руб.

    По кадастровой стоимости

    Стоимость территории составляет 1 млн.руб. От данной денежной величины требуется вычислить 0,3%, что является ставкой по сбору: 1 000 000*0,3=3 300 руб.

    Эту сумму и надо выплачивать ежегодно.

    В Москве

    Гражданин Д. владеет земельным участком в Москве, который был приобретен им для жилищного строительства. Кадастровая стоимость участка оценивается в 8 567 089 рублей. Гражданин Д. – инвалид 1 группы, инвалидность получил в 2003 году.
    Налоговая ставка по Москве для данного типа земельных участков – 0,1%.

    Расчет налога будет таковым: (8 567 089 – 10 000) *0,1 = 25 671,267.

    Итого – 25 671,267 р. – сумма, подлежащая уплате гражданином Д.

    Авансовые платежи

    Авансовые платежи – сумма, которая ежеквартально отчисляется в местный бюджет юридическими лицами (п.6 ст.396 НК РФ).

    Налоговый расчет авансовых платежей по налогу на землю рассчитывают по итогам каждого из первых 3-ех кварталов текущего года. Потом на основании общей суммы авансов на протяжении года высчитывают итоговый платеж.

    Из ст.396 НК РФ возможно вывести общую формулу расчета квартального авансового платежа:

    A=КСт*P*1/4, где

    • КСт – кадастровая стоимость земельного участка;
    • P – процентная ставка

    За неполный месяц

    П.7 ст.396 НК РФ дает ответ на вопрос о расчете, если предприятие владело землей неполный квартал.

    Смотрят на два обстоятельства - дата регистрации собственности на участок и дата прекращения владения:

    • регистрация до пятнадцатого числа – месяц считают;
    • регистрация после пятнадцатого числа – месяц не считают;
    • прекращение владения до пятнадцатого числа – месяц не считают;
    • прекращение владения после пятнадцатого числа – месяц считают.

    Способы и сроки уплаты налога

    Органы муниципалитета путем принятия нормативных актов устанавливают конкретные сроки уплаты авансовых платежей. Юр.лица самостоятельно рассчитывают сумму выплат.

    В конце налогового периода уплачивается оставшаяся неуплаченной после авансовых платежей сумма налога.

    Для юридических лиц:

    • Сроки выплаты – с 1 февраля года, который следует за отчетным, до даты, определенной местными актами.
    • Способ выплаты – перечисление средств через банк с помощью платежного поручения.

    ИП и физ.лица выплачивают налог на основании уведомлений, полученных из органов ФНС.

    Налог уплачивается разными способами, будь то через терминал, будь то через мобильное приложение ФНС или другими способами. Таким образом, процедура для физических лиц гораздо проще, чем для юридических.

    Касаемо сроков, то каждый год устанавливаются даты уплаты в каждом регионе.

    В 2019 году, например, в Москве, физ.лица обязаны заплатить налог до 01.12.17 г.

    Ответственность за неуплату

    Неуплата земельного налога считается нарушением, за которую предусмотрена ответственность.

    В РФ – это пени, наложение штрафных санкций в размере 20% за несоблюдение сроков выплаты налога в размере 40%.

    Как рассчитать пени?

    Нюансы

    В заключение к данной статье стоит отметить несколько нюансов, связанных с земельным налогом. Это наиболее часто встречающиеся вопросы налогоплательщиков.

    Нужен ли перерасчет при изменении кадастровой стоимости?

    Налог за год, в течение которого изменилась кадастровая стоимость, не изменяется. Однако уже в следующем году налог будет рассчитан по-новому.

    Если кадастровая стоимость отсутствует

    Существует такой показатель как нормативная цена земли, которая рассчитывается исполнительными госорганами власти субъектов России. Эта цена рассчитывается исходя из зон, областей, административных районов.

    Тем самым, в данном случае аналог кадастровой стоимости – нормативная цена.

    Если налоговое уведомление так и не пришло

    Неполучение уведомления не освобождает от ответственности за просрочку. Поэтому если уведомление не пришло, обратитесь в налоговый орган.

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .


    Он состоит из нескольких обязательных элементов налогового платежа, один из которых – это налоговая ставка.

    О ней и будет рассказано подробно в настоящей статье.

    Ставка земельного налога – это законом установленное число в процентах на единицу налоговой базы, при помощи которого рассчитывается сумма налога за землю.

    В связи с этим, налоговую ставку нужно знать абсолютно всем налогоплательщикам (в том числе и по налогу за землю), поскольку отсутствие этой информации не позволит рассчитать размер налога, который предстоит уплатить в местный бюджет. Это очень важный элемент налогообложения.

    В зависимости от вида земельного участка, размер ставки различен. Об этом также будет подробно говориться в статье.

    Кто устанавливает ставку

    Размер налоговой ставки определяется:

    • на уровне Налогового Кодекса РФ, в главе 32, посвященной земельному налогу);
    • в силу местного уровня данного вида налога, и исполнительные органы власти городов федерального значения ( , Санкт-Петербург и Севастополь) сами могут устанавливать, отменять или изменять свой размер ставки налога.

    Тем не менее, сумма налоговой ставки, устанавливаемой муниципальной властью, не должна быть выше той, что закреплена на уровне всей страны.

    Актуальные ставки по земельному налогу в 2017 году для физических и юридических лиц

    Стоит сразу отметить, что ставки в 2017 году остались прежними, что и были в 2016 году.

    Выделяется несколько значений налоговой ставки по рассматриваемому виду налога: 0,3% и 1,5%.

    Первая налоговая ставка применяется в отношении земель:

    • предназначенных для ведения работ;
    • занятых под жилищным фондом, либо которые могут быть использованы для ведения (иными словами, это земли под дачи);
    • используемых для обеспечения безопасности и обороны страны.

    Соответственно, для всех иных видов земель применяется повышенная ставка, равная 1,5%.

    Выше этого порога местные власти устанавливать налоговую ставку не вправе, поскольку это будет считаться прямым нарушением налоговых прав граждан и организаций.

    Можно сделать вывод о том, что пониженная ставка 0,3% распространяется, по большей части, на те земли, которыми пользуются обычные граждане.

    В силу этого на них возлагается меньшая денежная обязанность, нежели та, что относится к организациям, которые зачастую платят земельный налог 1,5% за земли, которые ими используются в процессе деятельности.

    Что такое дифференцированные налоговые ставки на земли населенных пунктов

    Такой вид налоговых ставок вправе устанавливать местные власти городов федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Дифференциация налоговых ставок производится по тем же параметрам, что и кадастровая стоимость земель.

    То есть рассматриваемые налоговые ставки могут отличаться от тех, что установлены в общем порядке (0,3% и 1,5%), в зависимости от категорий земель и(или) разрешенного использования участков земли.

    Что касается земель населенных пунктов, то в данную группу земель включаются участки, предназначенные под:

    • общественные и деловые здания;
    • производство;
    • инженерные и транспортные инфраструктуры;
    • рекреационное назначение;
    • с/x использование;
    • возведение военных объектов;
    • некоторые другие территориальные зоны;
    • промышленность, энергетику, связь, радиовещание, телевидение и т.п.;
    • осуществление космической деятельности;
    • оборонный комплекс;
    • безопасность и земли иного специального назначения.

    Например, в Москве принят Закон г. Москвы от 24. 11. 2004 года № 74 «О земельном налоге», в соответствии с которым установлены такие дифференцированные налоговые ставки:

    • 0,025% – для земель, которые используются для разведения , и подсобного хозяйства исключительно для личных целей;
    • 0,1% – в отношении земель, на которых располагаются автостоянки, жилой фонд и инженерное хозяйство;
    • 0,3% – такую ставку используют в отношении участков, предназначенных для производства с/х продукции;
    • 1,5% – все другие категории земель.

    Либо, дифференциация может иметь иной вид. Будет рассмотрен такой пример.

    На момент приобретения участка по , на котором ничего не размещено, либо который находится в труднодоступном месте, заброшен и т.п., может применяться налоговая ставка, равная 0,05%. Соответственно и кадастровая стоимость такого земельного надела будет гораздо меньше, чем у стандартного участка.

    Но, по истечении 5 лет, хозяева этого заброшенного участка развили инфраструктуру к нему, выстроили на нем хороший коттедж и провели все необходимые коммуникации. В связи с этим налоговая ставка в отношении такого «преображенного» участка может повыситься до 0,3%, и его кадастровая стоимость также возрастет в несколько раз.

    Молодая семья имеет право на получение земельного участка бесплатно. Какие условия при этом необходимо выполнить, читайте в .

    Как узнать налоговую ставку на землю

    Любой налогоплательщик обладает правом знать конкретную налоговую ставку, применяемую к его участку земли.

    Если вдруг эта ставка не соответствует той, по которой гражданин или юрлицо платили земельный налог, они вправе предъявить претензию о нарушении установленных правил.

    Для того чтобы уточнить имеющуюся налоговую ставку, можно прибегнуть к нескольким способам:

    • лично посетить отдел местной администрации, отвечающий за решение земельных вопросов;
    • заглянуть на официальный сайт отделения ФНС и найти сведения там;
    • изучить уведомление, присланное ИФНС для уплаты налога за землю.

    После выяснения налоговой ставки, лучше уточнить категорию земельного участка.

    Такие сведения можно узнать из:

    • официальной из ЕГРН, которую можно заказать в отделении Росреестра;
    • официального сайта Росреестра;
    • кадастрового паспорта либо свидетельства, подтверждающего право собственности.

    Уточнение налоговой ставки всегда важно для любого налогоплательщика, поскольку от этой величины напрямую зависит размер уплачиваемого налога за землю.

    Земельный налог определяется главой 31 РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

    Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности , а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

    Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

    Рис. 14 Плательщики земельного налога

    Не признаются налогоплательщиками и в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    Не признаются объектом налогообложения:

    1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
    • государственными природными заповедниками и национальными парками;
    • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
    • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
    • объектами организаций федеральной службы безопасности;
    • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
    • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
    • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
    • воинскими и гражданскими захоронениями;
    • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

    2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

    3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

    5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

    Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

    Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

    Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

    Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

    До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

    Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

    земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

    В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

    Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

    Ставки земельного налога

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

    • земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • земли, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

    В отношении прочих земельных участков

    Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Для следующих категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:
    • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
    • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
    • инвалидов с детства;
    • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
    • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
    • физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

    Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

    Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года. При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не предусматривать отчетный период.

    Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

    Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

    В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) (т), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (и).

    Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

    К = т/п ,

    • т — полные месяцы, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении);
    • п — число календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

    Прекращение прав: до 15 -го числа включительно (месяц не считается); после 15-го числа (месяц считается за полный).

    Возникновение прав: до 15 -го включительно (месяц считается за полный) после 15-го числа (месяц не считается).

    Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие организации и учреждения:

    • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
    • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
    • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
    • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
    • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
    • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздорови-тельных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям;
    • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
    • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
    • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

    Имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

    Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Ставка земельного налога может составлять 0,01%, а может 1,5% - в зависимости от вида участка. Но не зная ставки, нельзя рассчитать сумму налога, подлежащего уплате в бюджет.

    Максимальная ставка земельного налога

    Налоговым кодексом установлены следующие максимальные ставки налога на землю в 2019 году (ст. 394 НК РФ):

    Вид земельного участка Налоговая ставка земельного налога
    Земельные участки, приобретенные/предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства или дачного хозяйства 0,3%
    Земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства
    Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры)
    Земельные участки, приобретенные/предоставленные для жилищного строительства
    Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд
    1,5%

    Ставки земельного налога устанавливаются муниципальными властями

    Конкретные ставки земельного налога устанавливаются актами представительных органов муниципальных образований/законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (п. 1 ст. 394 НК РФ). Но, как мы уже сказали, эти ставки не могут быть выше уровня, установленного НК РФ.

    Кстати, если местными законами не установлены размеры ставок земельного налога, то налог рассчитывается исходя из установленных Кодексом ставок (п. 3 ст. 394 НК РФ).

    Пример ставки земельного налога на 2019 год

    Ставка земельного налога в Москве в 2019 году имеет следующие размеры (ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74):

    Вид земельного участка Ставки земельного налога в 2019 году
    Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства/дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования 0,025%
    Земельные участки, занятые автостоянками для долговременного хранения личного автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками 0,1%
    Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры) или предоставленные для жилищного строительства
    Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемые для сельскохозяйственного производства 0,3%
    Земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации объектов спорта, в т.ч. спортивных сооружений
    Все остальные земельные участки 1,5%

    А вот, к примеру, в г. Санкт-Петербурге ставка земельного налога имеет чуть более широкий диапазон (ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105):

    Вид земельного участка

    Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге

    Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры)

    Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства

    Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования

    Земельные участки, предназначенные и используемые для ведения рыбного хозяйства

    Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов образования

    Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта

    Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения

    Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения гаражей (гаражных и гаражно-строительных кооперативов, многоэтажных и подземных гаражей), за исключением используемых для предпринимательской деятельности; стоянок внешнего грузового транспорта и городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси), а также причалов и стоянок водного транспорта (судов)

    Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения ветеринарных клиник и питомников для бездомных животных

    Земельные участки, занятые городскими садами, парками, скверами, бульварами и пляжами

    Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов культуры, искусства, религии

    Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства

    Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного, развлекательного назначения

    Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения бесплатных стоянок индивидуального легкового автотранспорта

    Прочие земельные участки