Войти
Строительный портал - Yagkar
  • Самые быстрые и вкусные способы жарки баклажанов
  • Лекарство от боли Что будет если часто пить анальгин
  • Совместимость кролика и змеи в любви Рак змея мужчина возвращает девушку деву кролика
  • способы приготовления и употребления
  • Безопасное очищение желчного пузыря
  • Новая форма сзв-корр: бланк и образец заполнения
  • Домашнее задание на звук п и пь. Логопедическое занятие "дифференциация парных согласных звуков б - бь, п - пь". "дифференциация парных согласных звуков

    Домашнее задание на звук п и пь. Логопедическое занятие

    Елена Денисенко
    Занятие: Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки [П] - [П’]

    КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

    в подготовительной логопедической группе

    Тема занятия : «Путешествие в страну звуков » .

    Дифференциация согласных звуков по принципу : твёрдый и мягкий . Звуки «П» - «ПЬ» .

    Цель : Научить детей дифференцировать звуки «П» - «ПЬ» .

    Задачи :

    Коррекционно-образовательные :

    1. Учить давать сравнительную характеристику звуков «П» - «Пь» ;

    2. Различение звуков «П» - «ПЬ» на материале слогов, слов, развитие фонематического слуха и восприятия;

    3. Падежные конструкции – образование существительных

    творительного падежа мн. числа;

    4. Составление предложений по образцу со сложным предлогом - потому что.

    Коррекционно-развивающие :

    5. Кинезитерапия : координация речи с движением, развитие пальцевой моторики, просодической стороны речи, мимической мускулатуры, графо-моторных навыков;

    6. Развитие зрительного и слухового восприятия;

    7. Учиться ориентироваться в схеме тела, в пространстве;

    Коррекционно-воспитательные :

    8. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

    Оборудование : 2 куклы, 2 шляпы синего и зелёного цвета, резинки, конверт, цветные картинки-угощения (со звуками «П» - «ПЬ» , черно-белые картинки-подарки (со звуками «П» - «ПЬ» , синие, зеленые карандаши для штриховки, синие, зеленые квадраты, игрушка Гном, карточки с 2 домиками и дорожками к ним, шарики Су-Джок, магнитофон.

    Ход занятия.

    Учитель-логопед :

    Ребята, давайте поднимем себе настроение и начнём занятие с весёлой гимнастики.

    Здесь живёт Хмурилка, (дети хмурятся, указательные пальцы возле сведённых бровей)

    Здесь живёт Дразнилка (упражнение «Буратино» , дети показывают язык)

    Здесь живёт Смешилка (указательные пальчики на щеках, дети улыбаются)

    Здесь живёт Страшилка (глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт)

    Это носик Бибка! (указательные пальцы сведены на кончике носа)

    А где твоя улыбка? (дети улыбаются)

    Учитель – логопед :

    Ребята, к нам в гости пришел Гном Грамотей из города Звуков (показ игрушки) . Он хочет посмотреть, как можно играть со звуками . У нас есть звуки , которые можно петь. Смотри, Гном Грамотей и слушай.

    Звучит спокойная музыка.

    Упражнение «Растяжки» .

    Каждый ребёнок держит в руках резинку и растягивает указательным и большим пальцем одной руки. Растягиваем в руках резиночку и поём гласные звуки с повышением и понижением тона по заданию логопеда.

    Учитель – логопед :

    Как называются звуки , которые мы пели? - Это гласные звуки , их можно петь, тянуть, воздух свободно выходит изо-рта, нет преграды.

    Учитель – логопед :

    Дети, Гном Грамотей прислал мне на электронный адрес письмо, (достаём письмо) что же тут написано?

    Дорогие дети!

    Мы не умеем различать звуки П- ПЬ , научите нас. Мы приедем в среду на поезде. Куклы Петя Поля.

    Учитель – логопед :

    Вспомним по- порядку дни недели. Ребята, вчера был вторник, значит сегодня какой день недели? (среда) . Поля, и Петя уже приехали.

    Учитель – логопед :

    Ребята, будем учиться играть со звуками , будем учиться слушать и различать их. Произнесите 3 раза, твердо звук П-П-П после меня .

    Губы сжимаются и препятствуют выходу воздуха, не выпускают его, если есть препятствие, то такие звуки называются – согласные . Найдите на своих подносах синий квадрат и поднимите его вверх. Так мы будем обозначать твердый согласный звук «П» .

    У звука «П» есть братишка звук «ПЬ» , он тоже согласный , но мягкий . Поднимите вверх зеленые квадраты.

    Положите правую руку на горлышко и произнесите без голоса П-П-П, ПЬ-ПЬ-ПЬ горлышко не дрожит. Это глухие звуки .

    Учитель – логопед :

    Сейчас я буду произносить слоги и слова, а вы будете определять, звучит твердый или мягкий согласный звук и поднимать квадрат нужного цвета.

    (У стола логопеда куклы Петя и Поля) .

    Учитель – логопед :

    Ребята, Поле мы наденем шляпу синего цвета, а Пете шляпу зеленого цвета. Гном Грамотей спрашивает у Вас, почему? Потому что в имени Поля мы слышим твердый звук «П» , а в имени Петя мы слышим мягкий звук «ПЬ» .

    Учитель – логопед :

    Ребята, у нас гости их нужно угостить сладостями. У вас на столах картинки со звуками «П» - «ПЬ» , кто хочет угостить гостей должен сказать так : «Я хочу угостить Петю печеньем, потому что в слове печенье есть звук «ПЬ» (картинки апельсин, персик повидло, пастила, пирог, пирожное, пышка, пряник, компот, пончик).

    Физкультминутка. «Олень» . Координация речи с движением.

    У оленя дом большой.

    Он сидит в окно глядит.

    Зайчик по полю бежит.

    Ты, олень, окно открой!

    Там в лесу охотник злой.

    Зайчик, зайчик забегай!

    Лапку мне давай!

    Учитель – логопед :

    Ребята, Гном Грамотей напоминает, что Поля и Петя скоро уезжают и просят, чтобы на память вы сделали им подарки-картинки (у детей по 1 картинке со Звуками «П» «ПЬ» ). Нужно определить, какой звук «П» или «ПЬ» спрятался в названии картинки и заштриховать картинку либо синим, либо зеленым карандашом. (картинки : паук, письмо, лампочка, платье, пуговица, цифра пять, пятка, петух, сапог, лопата, пальма, перец).

    Игра «Кто самый внимательный?» .

    Учитель – логопед :

    «Делай то, о чем я говорю, а не то, что я показываю» . Задача - учиться ориентироваться в схеме тела.

    Кинезитерапия.

    Развитие пальцевой моторики - шарики Су-Джок. (Дети выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

    Я мячом круги катаю,

    Взад - вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку.

    Будто я сметаю крошку,

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапу кошка,

    Каждым пальцем мяч прижму,

    И другой рукой начну.

    Упражнение «Лезгинка» . (Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой прямой ладонью прикоснитесь к кулаку левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз).

    Упражнение «Клоун» . Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая по кругу. После отрабатывают движения разнонаправленные.

    Упражнение «Ухо-нос» .

    Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте позицию рук «С точностью наоборот» . Усложнение : хлопнуть в ладоши между сменой рук.

    Учитель – логопед :

    Поля и Петя забыли дорогу домой, нужно им помочь добраться до нужного домика? Выберите себе карандаш и проведите дорожку к нужному домику не сбиваясь с пути. Дом Поли синего цвета, дом Пети зеленого цвета.

    Учитель – логопед :

    Ребята, как вы думаете, научили мы Петю И Полю различать звуки «П» «ПЬ» ? Гном Грамотей хочет угостить вас за то, что вы хорошо занимались, учились различать звуки «П» - «ПЬ» .(печенье на подносе) . Прощаемся с гостями

    Публикации по теме:

    Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях» Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях. Цели коррекционно.

    Фронтальное занятие с элементами театрализованной деятельности «Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях» Цель: 1. Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях. 2. Активизация словаря по теме «Рыбы». 3. Подбор признаков к словам названиям.

    Цель. Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] в речи. Задачи. 1. Коррекционно-образовательные.

    Конспект логопедического занятия для старшей группы с использованием здоровье сберегающих технологий. Тема: «Федорино горе, Дифференциация.

    1. Фонетическая: уточнить и сравнить артикуляции и звучание звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].

    2. Фонематическая: выделять звук из начала и середины слова, развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].

    3. Лексическая: уточнить и расширить словарный запас.

    4. Воспитывающая: аккуратность, взаимовыручку, самостоятельность.

    Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, Ы, Э) в красных домиках, письмо от гостей, фишки, зеркала, карточки для характеристики звуков, индивидуальные карточки, карточки со звуками Б, П в зелёных и синих домика, карточки с буквами П, Б.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята.

    Начинаем наше занятие с кинезиологических упражнений, которые направлены на развитие умственных способностей.

    1. “Колечко”

    Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением.

    2. “Кулак-ребро-ладонь”

    Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп.

    3. “Лезгинка”

    Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп.

    4. “Ухо - нос”

    Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение.

    Эти упражнения помогут справиться с дальнейшими трудностями на занятии.

    II. Повторение пройденного

    На прошлом занятии мы закончили работать с гласными буквами и звуками. А сейчас повторим всё, что мы о них знаем.

    Сколько гласных букв в русском языке? (10)

    Прочитайте эти буквы:

    А, О, У, Ы, Э

    Я, Ё, Ю, И, Е

    Сколько гласных звуков вы знаете? (6)

    Произнесите эти звуки? (А, О, У, Ы, Э, И)

    Почему их назвали гласными? (они поются, нет преграды, только голос)

    Что помогает произносить звуки? (органы речевого аппарата)

    Наши речевые аппараты сейчас поработают. Каждый из вас расскажет четко, внятно, не торопясь, свой стишок про гласные звуки и покажет, как правильно эти звуки нужно произносить.

    Звуки гласные мы знаем,

    Без труда их различаем:

    [А], [У], [О], [Ы], [Э], [И] –

    Вот такие все они.

    Нет для них нигде преграды,

    Петь мы эти звуки рады.

    Вызываем по порядку

    Наши звуки на зарядку.

    - [А]! Пошире рот открой!

    Не ленись и громче пой!

    Удивленно тянет он:

    “А...” Забывчивый какой!

    надул капризно губки,

    Их он вытянул, как трубки.

    Вот какой он привереда –

    Будет дуться до обеда!

    [И] - улыбка, весельчак,

    Он смеется звонко так!

    На язычке широком

    Скачет мимо окон!

    Вот в задумчивом сомнение

    высказывает мнение:

    “Э-э-э... Не знаю, что сказать.

    Может, лучше помолчать?”

    Округлив большие губы,

    прикрыл немного зубы,

    Язык поглубже оттянул,

    Спинку выгнул.

    “О-о-о...” - вздохнул.

    хоть гласный, но тихоня,

    Все зевает он спросонья:

    “Ы-ы-ы... Поспать еще часок...

    Или, может, выпить сок?..”

    Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Они очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для образования слога.

    III. Сообщение новой темы занятия

    1. Письмо от Петрушки

    Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано:

    Дорогие дети! Мы шли к вам в гости, а по дороге встретили колдунью, которая заколдовала нас. Появимся мы тогда, когда вы отгадаете загадку колдуньи, чары её развеются:

    В гости к нам идут друзья,
    Их водой разлить нельзя,
    Две веселые игрушки,
    Догадались кто? … (Петрушки)

    Слышите, кто-то стучит… (заходят дети в костюмах Петрушки)

    Петрушки в гостях у ребят

    Какой первый звук в слове ПИРОЖОК?([ПЬ])

    (мягкий)

    В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

    Он такой же и в ПЕЧЕНЬЕ.
    А у вас какое мнение?
    Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ,
    Объеденье невозможное!
    Первый звук в нем мягкий, тающий,
    Словно пух, в окно влетающий.
    -Звук немного изменился,
    Перед вами извинился.
    Стал другим в словах: ПАМПУШКИ,
    ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.

    Какой первый звук в слове ПАМПУШКИ, ПАПА? ([П])

    Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

    (синего) на доску вывешивается

    Уловили? Стал он твердым,
    Важным, пыхающим, гордым!

    Молодцы! Вы хорошо умеете выделять первый звук в словах и слышать твердый он или мягкий.

    2. Характеристика звука П.

    Давайте, охарактеризуем звук П перед зеркалом.

    Губы сомкнуты

    Воздушная струя (горячая)

    Звук согласный

    Звуки П, ПЬ можно на письме обозначить … (буквой)

    Кто поможет её правильно назвать? (Пэ) буква вывешивается на доске

    А письмо я не дочитала, слушайте еще загадку:

    Это что за очень странный,
    Человечек деревянный
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой,
    Всюду нос сует он длинный
    Кто же это … (Буратино)

    У нас в гостях Буратино.

    Я - веселый Буратино.
    У меня в руках корзина.
    В ней найдете вы БАНАН,
    БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.

    Кто же скажет быстро мне,
    Звук, какой лежит на дне?

    Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА? ([Б])

    Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

    В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается

    Он прорвал плотину губ,
    Звонким стал, как голос труб!
    Раз преграда на пути -
    Он согласный. Повтори!
    Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
    БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!

    Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ? ([БЬ])

    Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)

    В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

    Молодцы! Вместе с Буратино вы хорошо выделяли первый звук в словах. А сейчас дадим характеристику этому звуку.

    3. Характеристика звука Б (перед зеркалом)

    Губы сомкнуты

    Воздушная струя (горячая)

    Звук согласный

    Звуки Б, БЬ можно на письме обозначить … (буквой)

    Кто поможет её правильно назвать? (Бэ) буква вывешивается на доске

    - Сегодня на занятии мы будем упражняться различать эти звуки.

    IV. Закрепление темы занятия

    Итак, наша первая игра “Кто внимательнее”

    Перед вами буквы БЭ и ПЭ. Я буду говорить слова, а вы поднимаете букву, которая есть в слове. Те, кто активно будут работать, получат жетончики.

    В конце занятия мы их посчитаем.

    пар, блеск, баня, бочка, палка, пальто.

    Усложняю: Я показываю картинку, а вы показываете букву, которая есть в этом слове.

    Молодцы! Вы хорошо различаете звуки Б и П.

    Сегодня мы говорили о звуках П, ПЬ и Б, БЬ, которые на письме обозначаются буквами ПЭ и БЭ.

    При помощи какого ряда мы обозначаем мягкость на письме? (гласные 2 ряда, Ь)

    V. Работа в тетрадях.

    Слушайте внимательно задание.

    Задание 1.

    Я произношу слоги с звуками П, ПЬ. Вы записываете только слоги, где ПЬ.

    па, пя, пу, пю, по, пё, пы, пи (проверка)

    Молодцы! Вы справились с этим зданием.

    Задание 2.

    Будьте внимательны. Я произношу слоги с звуками Б, БЬ. Вы записываете только слоги, где Б – твердый.

    ба, бя, бу, бю, бо, бё, бы, би. (проверка)

    Молодцы! Очень хорошо вы различаете звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Но пора отдохнуть.

    VI. Физминутка

    Хомка, хомка хомячок
    Полосатенький бочок.
    Хомка раненько встает
    Щечки моет, шейку трет.
    Подметает Хомка хатку,
    И выходит на зарядку.
    Хомка хочет сильным стать

    (вдохнули) 1,2,3,4,5 (выдохнули).

    Вместе с Хомкой мы отдохнули.

    А теперь будем продолжать различать звуки Б и П.

    Задание 3.

    На доске написаны предложения, которые не закончены. Ваша задача составить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.

    Прочитайте слова данные за чертой.

    Что значит, слово БЛЕЩУТ, объясните?

    Что значит, слово ПЛЕЩУТ, объясните?

    Прочитайте предложение, которое получилось.

    Все поняли задание?

    А теперь работа в парах.

    Составьте предложения, выбирая нужное по смыслу слово.

    Бревна нужно нам белить
    Стены нужно нам пилить
    Огурцы солят в почки
    Весной на деревьях набухают бочки
    Весной вспахали плугом башню
    Построили из камня пашню

    Все справились с заданием хорошо.

    А теперь мы будем работать самостоятельно. У каждого на парте есть карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание. Что нужно сделать в этом задании?

    А теперь самостоятельно запишите эти слова в тетрадь, подчеркивая пропущенную букву.

    Задание 4. Письменно по карточкам

    ЛА … Ы … АРАН
    ЗУ … Ы … АКЕТ

    А теперь каждый сравнит слова в тетради с теми, что написаны на доске.

    Проверим как мы различаем звуки Б и П.

    Последнее задание вам нужно выполнить самостоятельно. Читаем и выполняем.

    Задание 5. письменно

    Прочитайте предложение, вставляя буквы Б, П.

    Запишите в тетради. Сделайте схему предложения, выделяя гласные.

    … орис … ошёл в …ор за гри…ами.

    Какое предложение у вас получилось, прочитайте его.

    Молодцы! Вы хорошо поработали на занятии

    VII. Итог занятия

    Назовите звуки, с которыми мы познакомились и которые научились различать?

    Давайте сосчитаем жетончики. У кого больше всех? Молодцы! На этом наше занятие закончено.

    Снежана Валерьевна Сироткина
    Звуки П-Пь, Б-Бь. Дифференциация. Дикие животные

    Тема : «Звуки П – Пь , Б-Бь . Дифференциация . Дикие животные ».

    1. Психогимнастика в кругу. Введение в тему.

    Изобразите сердитого Бармалея;

    Доброго доктора Айболита;

    Заболевших зверей.

    Чтение воспитателем письма : «Дорогие дети, мы в плену у Бармалея. Выручайте. Лосенок Бим и поросенок Пик». Сегодня будем выручать из плена Пика и Бима, будем повторять звуки П-Пь , Б-Бь .

    Дети садятся на места.

    2. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

    У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.

    Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

    Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

    Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

    Спит в берлоге косолапый до весны сосет там лапу.

    Есть у каждого свой дом – всем тепло, уютно в нем!»

    3. Характеристика звуков с опорой на схему , сравнение звуков по артикул . признакам.

    4. Картинка «лес» Песенка животного : па-ба-па; бы-пы-бы; по-бо-по-бо; пи-би-пы-бы.

    Кто это? Белка. Как называется жилище? Детеныши? Какой первый звук в слове ?

    Задание белки : помочь поиграть в игру «4 - лишний» . За помощь белочка подсказала обратиться к бурундуку.

    Картинка бурундука. Он соглашается помочь найти Бармалея, если дети выполнят задание :

    Замените звук Б на звук П и назовите слова :балка…бочка…блошки…борт….

    Пь на Бь : пел…пить…

    1 звук в слове на Пь : лесенка…лесок…речка…лень.

    Молодцы. Выполнили задание, слушайте внимательно : «Направо пойдете, болото найдете - там живет бегемотик Плюх, он покажет дорогу».

    5. Выставляется бегемот (картинка) . Он соглашается помочь при условии выполненного задания : исправьте слова :

    Вода бежит в прохладной печке…речке.

    Поленья полыхают в речке! Печке.

    Все уселись мы на песенку и поем мы дружно лесенку!

    Я нажимаю на медали, чтоб первым получить педали!

    На пляже тепленький лесок, вдали зелененький песок!

    Далеко идти мне пень, лучше сяду я на лень!

    Лечит от болезней пекарь, хлеб печет умелый лекарь!

    Молодцы. Болото обойдете, направо пойдете!

    6.-Там живут два доктора – Пилюлькин (лечит зверей, в названии которых мягкие Пь - Бь) и Айболит (твердые звуки ) . Определите, кто кого будет лечить и поднимите нужный квадрат.

    Пума, антилопа, черепаха, бизон, панда, зебра, петух, баран, зубр, бобер, белка, бегемот, пони.

    7. ФМ. «На водопой»

    Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой.

    За мамой-лосихой топал лосенок.

    За мамой-лисицей крался лисенок.

    За мамой ежихой катился ежонок,

    За мамою белкой скакали бельчата, за мамой зайчихой - косые зайчата.

    Волчица вела за собою волчат.

    Все мамы и дети напиться хотят.

    8. Звуко-буквенный анализ .

    Айболит и Пилюлькин просят составить схему слов «ПОНИ» и «БЕЛКА» .

    Логопед на доске составляет схему с намеренной ошибкой. Совместный анализ составленных схем.

    9. Картинки спасенных лосенка Бима и поросенка Пика.

    Употребление притяжательных прилагательных : лосинная и кабанья семья, копыта лосинные и кабаньи, хвост лосинный и кабаний. Общее и различное у данных животных . Их характеристика.

    10. Составление предложений по данным картинкам, составление схем предложений. Определение типов предложения по интонации :. ,? , !

    Воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.

    В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содер­жит разнообразный лексический материал, описание игр и отдель­ных упражнений.

    Егорова Ольга Владимировна

    Учитель - логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида 1547

    г . Москвы

    Звуки П, ПЬ, Б, БЬ

    Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

    Издатель - А. Казаков

    Редактор - Н. Ильякова

    Корректор - И. Максимова

    Обложка - Н. Залипаева

    Оригинал-макет - А. Комолое

    ГНОМ и Д» E-mail: *****@***ru

    Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п. л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 000.

    Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

    ©ЕгороваО. В., 2004. ISBN -Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.

    Введение

    Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

    Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

    Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.

    Структура пособия

    Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:

    1. Артикуляция звука.

    2. Постановка звука.

    3. Практический материал по автоматизации и дифферен­циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­ния, рассказы и игры).

    Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При

    работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков.

    На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговор­ку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадка­ми предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой фор­ме, поощряя правильные ответы малыша.

    Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т. д.

    Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи­тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

    DIV_ADBLOCK83">

    Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.

    Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.

    Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.

    : Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.

    3. Повтори предложения.

    Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.

    4. Повтори чистоговорки.

    Па - па - па - мелкая крупа.

    Пу - пу - пу - купили мы крупу.

    Пы - пы - пы - нет уже крупы.

    Па - па - па - идет папа.

    Пу - пу - пу - еду в Анапу.

    Попал пальцем в небо.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Поздно поднялся - день потерял.

    В молодости не учился - жизнь потерял.

    Признание - половина исправления.

    6. Повтори скороговорки.

    Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

    Пара птиц порхала, порхала - Да и выпорхнула.

    Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить - Нужно полюшко полить.

    Единственное число" href="/text/category/edinstvennoe_chislo/" rel="bookmark">единственном числе , ребенок - во множественном.

    Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).

    Паук - (пауки). Подушка - (подушки).

    Полка - (полки). Палатка - (палатки).

    11. Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пере­сказать его.

    Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на по­езде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл кра­сивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву заго­рать. Как же хорошо отдыхать!

    Артикуляция звука

    См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кон­чик упирается в нижние резцы.

    Постановка звука

    1 способ: по подражанию.

    2 способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растяги­вать, получается звук ПЬ.

    Практический материал по автоматизации звука ПЬ

    1. Повтори слоги.

    Пя - пя - пя Пя - пю - пи апь - опь - упь

    Пю - пю - пю Пи - пе - Пя ипь - епь - юпь

    Пи - пи - пи Пю - пе - пи япь - ипь - юпь

    Пе - пе - пе Пи - пя - пю ыпь - апь - опь

    Пё - пё - пё Пё - пи - пя упь - юпь - ипь

    2. Повтори слова.

    Звук в начале слова :

    Пядь, пять, пятак, пятка, пятна, пятилетие; пить, пиво, пион, писк, письмо, пища, пила, пилот, пингвин, пир, пирог; пень, петь, печь, пена, Петя, пение, петух, песня, песок, печка, печенье, пенал, пеликан, перо, перчатка, перемена; пюре. Звук в середине слова :

    Опять, опята, топят, кипяток, кипятить, храпят; допить, выпить, капитан, дописать, исписать, опилки, копилка; допеть, напеть, сопеть, испечь, запеть, капель, капельки, храпеть, наперекор; наперёд, тапёры, сапёры, напёрсток; капюшон.

    Звук в конце слова :

    Топь, сыпь, зыбь (пь).

    https://pandia.ru/text/78/103/images/image010_73.gif" height="96">.gif" height="48">.gif" height="191">9. Игра «Твердый - мягкий».
    Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук П, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ПЬ - зеленый квадратик.

    Переход, пони, поле, пень, пенал, паровоз, пили, пуля, Поля, пирог, пушка, пена, пальцы, паук, пятится.

    10. Игра «Составь предложения».

    Поля - пирог. Паша - опята.

    Почтальон - письма. Капитан - пароход.

    Петя - помидоры. Петя - поезд.

    11. Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

    У Пети есть друг Паша. Он живет в другом городе. У Паши скоро день рождения. Петя решил поздравить друга. Маль­чик сел за стол, достал бумагу, ручку из пенала и стал пи­сать. Письмо получилось длинное. Сколько в нем было поже­ланий Паше!

    - Отнесу-ка я поскорее письмо на почту. Вот Паша обра­ дуется, когда получит его!

    Артикуляция звука

    См. звук П. Разница заключается в том, что мягкое нёбо опу­щено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. При произнесении звука Б ощущается вибрация гортани и щёк.


    Постановка звука

    1 способ: по подражанию. Ребенок произносит ба - ба - ба, при этом нужно слегка раздувать щёки.

    2 способ: на базе звука П путем добавления голоса. Ребе­нок ощущает вибрацию гортани при произнесении звука Б.

    3 способ: Ребенок дует сквозь сближенные ненапряжённые губы, слегка раздувая щеки. В момент дутья включает голос. Логопед кладет указательный палец под нижнюю губу параллель­но ей и совершает резкие движения вверх-вниз. Потом ребенок сам подкладывает пальчик. Постепенно палец убирается.

    Практический материал по автоматизации звука Б

    1. Повтори слоги.

    Ба - ба - ба Ба - бо - бу - бы

    Бу - бу - бу Бо - ба - бу - бы

    Бы - бы - бы Бу - бо - бы - ба

    Бо - бо - бо Бы - бу - бо - ба

    2. Повтори слова.

    Звук в начале слова:

    Бак, бал, баян, баня, бант, база, банан, батон, банка, башдя, багаж, балет, балык, баланс, багор, баран, базар, барсук; бок, боб, боты, боль, ботинки, бор, Боря, борода; бунт, бусы, буря, букет, бумага, буква, будка, булка, бугор, будильник; бык, быт, был, быль , былина, бычок.

    Звук в середине слова: Люба, шуба, жаба, рыба, кабан, собака, усадьба, свадьба, рубаха, рубанок, просьба; губы, зубы; хобот, альбом, соболь, автобус, забота, забор, работа; азбука.

    https://pandia.ru/text/78/103/images/image016_49.gif" height="539">.gif" height="57">Стечение согласных звуков в слогах и словах :

    Бво, бви, бни, бду, бде, бго; бла, бло, блу, бли, блю; бра, бры, бро, бря, бри.

    Обводить, обвить, обними, обниматься, обдумать, обделить, обгонять; бланк, вобла, блаж; блок, блокада, блокнот, блондин, обложка; заблудиться, блуждать; блик, блины, блюдо, блюдце; бра, брат, браво, обратно, брасс, зебра, братец; обрыв, брыкаться; брод, бронь, брови, брошка; брякать, бритва, абрикос .

    3. Повтори предложения.

    У Любы красивая шуба. У Любы большой бант. У слона длинный хобот. У Бори болят зубы. Люба ест бананы. У брата блокнот. Брат бреется бритвой. Катя очень обрадовалась брошке. Блины лежали на блюдечке. На блузке висела брошка. На Любе бусы. У Бори булка. Боря ест сдобу. Бабушка сварила грибы. За забором кабан. Собака лает на жабу. Люба учит азбуку. Боря увидел зебру. Рядом с быком бычок. Боря обводит картинки. В альбоме нарисована башня. У Бори борода.

    4. Повтори чистоговорки.

    Ба - ба - ба - звонкая труба. Бы - бы - бы - идет бык.

    Бы-бы-бы-крашу столбы. Бо - бо - бо - надела сабо.

    Бу - бу - бу - купите мне трубу. Бо - бо - бо - отлежала бок.

    Была бы охота, закипит работа. Если бы, да кабы, на печи росли грибы. Люблю греться, кабы не обжечься. Бояться несчастья, так и счастью не бывать. Не было бы снегу, не было бы и следу.

    6. Повтори скороговорки.

    У Бори были бобы, а у бабы были грибы. Были бы у бабы бобы, Сварила бы баба Боре бобы.

    Все бобры добры для своих бобрят.

    Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску.

    Идут бобры в сыры боры.

    Отлежал бычок бочок, Не лежи, вставай, бычок!

    7. Повтори загадки.

    У маленькой Катюши Уселся на макушке Не мотылёк, не птичка - Держит две косички. (Бант)

    Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. (Болото)

    Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик)

    Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Луна)

    Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)

    8. Выучи стихотворения.

    Маленький бычок, Барабан боднул баран.

    Рыженький бочок, Бух! - и лопнул барабан.

    Ножками ступает,

    Головой мотает.

    Где же стадо? Му-у-у!

    Скучно одному-у-у!

    (В. Берестов).

    9. Игра «Подскажи словечко».

    Взрослый читает стихотворения, а ребенок добавляет про­пущенные слова.

    Отлежал бычок бочок Зайка маме говорит:

    не лежи, вставай... (бычок). «Хвостик у меня... (болит)*.

    В этой речке утром рано А водитель спозаранку

    Утонули два... (барана). Крутит круглую... (баранку).

    https://pandia.ru/text/78/103/images/image020_42.gif" height="750">Бизон" href="/text/category/bizon/" rel="bookmark">бизона , барсука. Люба крикнула: «Смот­рите, это зебра! Какая она красивая! Я накормлю её баран­ками!» Но зебрам дали сено и овёс. Затем мы были в терра­риуме. Там были змеи. Нам с Любой очень нравилось гулять.

    Артикуляция звука

    См. звук Б. Разница заключается в том, что губы при про­изнесении звука БЬ напряжены гораздо сильнее, а язык выг­нут, и его кончик упирается в нижние резцы.

    Постановка звука

    Ребенок произносит слог ПИ. Логопед предлагает ему включить голос, получается слог БИ. Постепенно звук И про­износится всё более кратко и глухо, получается звук БЬ. Губы при этом сильно не растягивать.

    Практический материал по автоматизации звука БЬ

    1. Повтори слоги:

    Бя - бя - бя Вя - бе - би

    Бе - бе - бе Би - бю - бя

    Би - би - би Бё - бю - бя

    Бю - бю - бю Бя - би - бю

    2. Повтори слова

    Звук в начале слова : Бяка; бить, бинт, бидон, битва, бизон, билет, бинокль, бисер, библиотека; бег, беда, бетон, бедный, бегемот, бедность, бензин, белье, белый, белка, белуга, берет, берег; берёза; бюст, бюро.

    Звук в середине слова : Побить, кабина, кабинет, забитый, забияка, любить, собирать, забирать, разбить; обед, обедать, забег, обезьяна, забежать, побелить, побелка; ребёнок.

    Стечение согласных звуков в слогах и словах :

    Вби, тби, дбо, дби, сби, зби, взби.

    Вбить, вбивать, отбить, отбирать, подбор, подбирать, сбить,

    избирать, разбить, разбирать, взбивать, взбираться.

    3. Повтори предложения.

    Я купил белого голубя. Ребенок несет в бидоне молоко. Белка

    https://pandia.ru/text/78/103/images/image024_40.gif" height="747">купила билет. Белая береза стоит под окном. Мама взбивает молоко. Я несу белый бисер. Мама надела белый берет. Бедный больной бегемот лежит на берегу. Беседка стояла на берегу реки. На берегу идёт битва. Обезьяна собирается обедать. Ребёнок любит маму. Мама собирает бельё. Белка сбивает шишки.

    4. Повтори чистоговорки.

    Би - би - би - гудит машина, не поеду без бензина.

    Би - би - би - громко не труби.

    Би - би - би - ты подсоби.

    Бе - бе - бе - играю на трубе.

    Бе - бе - бе - идем к тебе.

    5. Повтори пословицы, поговорки.

    Любишь кататься, люби и саночки возить. Берегись бед, пока их нет.

    6. Повтори загадки.

    Бежит, бежит - не выбежит, течет, течет - не вытечет. (Река)

    Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)

    Стоит Алена - платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. (Берёзка)

    7. Выучи стихотворение.

    Белка-забияка Бегает кругом. На березу белка Смотрит: - «Высоко»! - Белка, белка, белочка Не беги туда! Белка, белка, белочка, Как ты хороша!

    (О. Егорова)

    8. Игра «Подскажи словечко».

    Взрослый читает стихотворения, а ребенок добавляет в кон­це пропущенное слово.

    Бегемот разинул рот, Булку просит... (бегемот).

    Пушистый хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка? Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это... (белка).

    Она весну встречает - Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка. А платьице - в полоску. Ты узнаёшь... (березку)?

    9. Игра «Назови ласково».

    Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы (объекты):

    Бинт - (бинтик) Берет - (береточка)

    Белка - (белочка) Билет - (билетик)

    Берег - (бережок) Береза - (березонька)

    Бегемот - (бегемотик) Ребенок - (ребеночек)

    10. Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем его пересказать.

    Таня с мамой гуляли в лесу. Вдруг Таня увидела на берёзе белочку.

    - Мама, смотри, какая красивая белочка, давай её покор­мим.

    Мама дала Тане орешков и сказала, что белки любят их грызть. Таня положила орешки на руку и стала ждать. Ско­ро белочка подбежала к ней, взяла орешек и съела его. Тане очень понравилось кормить белку.

    https://pandia.ru/text/78/103/images/image026_39.gif" height="545">Дифференциация звуков Б - БЬ

    1. Повтори слоги.

    Ба - бя бы - би бу - бю бо - бё

    Бя - ба би - бы бю - бу бё - бо

    Ба - бя - ба бы - би - бы бю - бу - бю бё - бо - бё

    Бя - ба - бя би - бы - би бу - бю - бу бо - бё - бо

    2. Повтори слова.

    Баки - бяки Бунт - бинт

    Балет - билет Быть - бить

    Бант-бинт Был - бил

    Кабан - кабина Батон - бетон "

    Боты - биты Люба - любить

    Ботва - битва Булка - белка

    Болит - белить Рубаха - рубить

    3. Повтори предложения.

    Боря едет в кабине. Люба несет бидон с молоком. На берегу сидит рыбак. У собаки будка под березой. Ребенок рисует в альбоме. Бычок забежал во двор. Люба плетет из бисера бабоч­ку. Автобус забирает рабочих. Люба носит беретку. Боря раз­бил вазу. У бедного бегемота болит живот. Люба идет в каби­нет. Ребенок нарисовал на бумаге обезьяну. Боря видел белку. Люба собирает грибы. Люба любит есть бананы. На елке висят белые бусы. В зоопарке живут зебры, бегемоты, обезьяны.

    4. Повтори чистоговорки.

    Бы - би - бы - я несу грибы.

    Бы - би - бы - во дворе стоят столбы.

    Ба - бя - ба - из окна торчит труба.

    Би - бы - би - ты меня люби.

    Бе - бэ - бе - мы идем к Любе.

    5. Повтори пословицы, поговорки.

    Богатый бедному не брат. Беседа дорогу коротает, а песня - работу. Без дела жить - только небо коптить. Без труда хлеб не родится никогда. 20

    6. Повтори скороговорки.

    Белые бараны били в барабаны.

    Бились лбами у забора два быка, Прободали в шумном споре все бока.

    Без разбору били - Лбы себе разбили.

    Бык бодается с быком, Убегают все кругом. Береги, бегун, бока От бодливого быка.

    7. Повтори загадки.

    Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз? (Белка)

    Глубоко был спрятан он,

    Раз - два - три - и вышел вон,

    И стоит он на виду.

    Белый, я тебя найду. (Боровик)

    Стоят в поле сестрицы, " Платья белёны, Шапочки зелены. (Березка)

    8. Выучи стихотворения.

    А затем баран явился,

    Бегемот разинул рот -

    Поглядел и удивился. Булки просит бегемот.

    Бэ-э, береза. (С. Маршак)

    Бэ-э, бидон.

    Эту букву любит он.

    (Г. Сатир)

    9. Игра «Твердый - мягкий».

    Перед ребенком синий и зеленый квадратики. Если в сло­вах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Б, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук БЬ - зеленый квадратик.

    Береза, бок, бык, бинт, белуга, баня, бить, быть, бычок, бегом, столбы, белый, баранка, барабан, бегемот.

    https://pandia.ru/text/78/103/images/image028_33.gif" height="732">10. Игра «Составь предложения».

    Взрослый просит ребенка составить предложения по сле­дующим опорным словам:

    Боря - бегемот. Кабан - береза.

    Ребенок - собака. Боря - билет.

    Люба - обед. Обезьяна - банан.

    11. Перескажи рассказ.

    Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пе­ресказать его.

    Боря с бабушкой гулял в лесу. Вдруг под березой он увидел белочку. Белка в лапках держала гриб.

    - Бабушка, а зачем белке гриб? - спросил Боря.

    - Белка собирает грибы на зиму. Она высушивает их, скла­ дывает в дупло, а зимой кушает.

    -А что еще белка хранит в дупле?

    - У нее там есть орешки, шишки. Без этих запасов белке
    было бы очень трудно зимой. Ведь под снегом еды не найдешь.

    Тут Боря вспомнил, что у него в кармане лежат орешки. * Мальчик достал один и протянул белке - пусть у нее будет побольше запасов на зиму.

    Дифференциация звуков Б - П

    После того, как поставлены и автоматизированы звуки Б, П, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал звонкий и глухой варианты произнесения.

    Практический материал на дифференциацию звуков Б - П:

    1. Повтори слоги.

    Ба - ба - па Бу - пу

    Па-ба-па Пу-бу-бу

    Па - ба - ба Бу - пу - пу

    Бы - пы - бы Во - по - по

    Пы - бы - пы По-бо-по

    2. Повтори слова.

    Бока - пока Пой - бой Путь - будь

    Баба - папа Пух - бух Запить - забить

    Бабка - папка Панты - банты Поль - боль

    Бас - пас Побить - попить Пил - бил

    Балка - палка Падать - бодать Порт - борт

    Блоха - плоха Пыль - быль

    Бабочка - папочка Набор - напор

    Башня - пашня Забор - запор
    Победа, пальба, палуба, пломба, проба, пробег, пробел.

    3. Повтори предложения.

    Папа покупает бусы бабушке. Бок у быка пока болит. В альбоме были нарисованы липа и павлин. Бабушка готовит на плите рыбу. У папы борода. В парке была башня. Павел плыл на борту корабля. Везде был песок после бури. Я помогла нести багаж к поезду. Боря подарил бабушке пудру. На полке была пыль. На Поле сидела бабочка. Путь будет тяжёлым. Пастух пас стадо возле башни. На палубу вышла Поля. На заборе крепкий запор.

    4. Повтори чистоговорки.

    Ба - па - ба - вот стоит изба.

    Па - ба - па - лесная тропа.

    Бы - пы - пы - были у папы.

    Па - ба - па - упала шляпа.

    Ба - па - ба - тяжелая шуба.

    Бу - пу - бу - навещали Любу.

    Пу - бу - пу - мы любим папу.

    5. Повтори скороговорку.

    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа.

    6. Выучи стихотворение.

    Баю - бай

    Баю - бай, баю - бай, Спи, сынок мой, засыпай, Засыпайте все на свете Бобы, Любы, Поли, Пети.

    7. Игра «Закончи предложение».

    Взрослый предлагает ребенку послушать предложение и самостоятельно закончить их подходящими по смыслу сло­вами.

    На цветок села разноцветная... (бабочка). Мы с мамой ждём дома нашего любимого... (папочку). Вокруг дома стоит высокий... (забор). Петя запирает забор на... (запор). Барабанщик барабанит в... (барабан). Стадо овец пасёт... (пастух).

    8. Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рас­сказ, а затем пересказать его.

    Наступило лето. Мы с папой поплыли на корабле к бабушке. Мы стояли на палубе и наблюдали за облаками. Вдруг папа сказал: - Смотри, облако похоже на большую шляпу!

    А я увидел облако, похожее на бабочку. Мы весело провели время и не заметили, как приплыли. На берегу нас ждала бабушка, и я рассказал ей про наше путешествие
    Список использованной литературы

    1. , Егорова рифмовки и миниатюры: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издатель­ство ГНОМ и Д, 2001.

    2. Гегелия недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

    3. Занимательное азбуковедение/Сост. .- М.: Просвещение,

    4. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

    5. Козырева пособие. - М.: Школа, 2000.

    6. Леонгард устной речи и развитие слухового вос-

    приятия у глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.

    7. Максаков ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвеще­ние, 1982.

    8. Русские пословицы и поговорки/Под ред. . - М.: Художе­ственная литература, 1988.

    9. Сборник загадок/Сост. . - М.: Просвещение, 1988.

    10. Сухинёлые скороговорки для «непослушных» звуков. -Ярос­лавль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

    11. Туманова звукопроизношения у детей. - М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2000.

    12. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. -СПб.: Лань, 1998.

    Введение......................................................................................... 2

    ЗвукПЬ............................................................................................ 7

    Дифференциация звуков П - ПЬ.................................................. 10

    ЗвукБЬ.......................................................................................... 17

    Дифференциация звуков Б - БЬ.................................................... 20

    Дифференциация звуков Б - П....................................................... 23

    Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с.

    Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.

    В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содер­жит разнообразный лексический материал, описание игр и отдель­ных упражнений.

    Егорова Ольга Владимировна

    Учитель-логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида № 1547

    г. Москвы

    Звуки П, ПЬ, Б, БЬ

    Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

    Издатель - А. Казаков

    Редактор - Н. Ильякова

    Корректор - И. Максимова

    Обложка - Н. Залипаева

    Оригинал-макет - А. Комолое

    ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom _ logoped @ newmail . ru

    Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1293.

    Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

    ©ЕгороваО.В., 2004. ISBN 5-296-00535-Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.

    Введение

    Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

    Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

    Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.

    Структура пособия

    Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:

      Артикуляция звука.

      Постановка звука.

      Практический материал по автоматизации и дифферен­циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­ния, рассказы и игры).

    Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов.Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук вслогах, можно переходить к словам и предложениям. При

    работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков.

    На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговор­ку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадка­ми предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой фор­ме, поощряя правильные ответы малыша.

    Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

    Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи­тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

    Артикуляция звука

    Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воз­душная струя толчкообразная.

    Постановка звука

      способ: по подражанию.

      способ: логопед просит ребенка произнести слог па, под­дувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.

    Практический материал по автоматизации звука П

    1. Повтори слоги.

    Па - па - па Па - по - пу - пы Ап - оп - уп

    По - по - по Пы - по - пу - па Уп - ып - ап

    Пу - пу - пу По - па - пу - пы Ып - ап - оп

    Пы - пы - пы Пу - пы - по - па Уп - оп - ап

    2. Повтори слова.

    Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.

    Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.

    Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.

    Стечение согласных звуков в слогах и словах : Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.

    3. Повтори предложения.

    Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.

    4. Повтори чистоговорки.

    Па - па - па - мелкая крупа.

    Пу - пу - пу - купили мы крупу.

    Пы - пы - пы - нет уже крупы.

    Па - па - па - идет папа.

    Пу - пу - пу - еду в Анапу.

    5. Повтори пословицы, поговорки.

    Попал пальцем в небо.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Поздно поднялся - день потерял.

    В молодости не учился - жизнь потерял.

    Признание - половина исправления.

    6. Повтори скороговорки.

    Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

    Пара птиц порхала, порхала -Да и выпорхнула.

    Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить -Нужно полюшко полить.

    7. Повтори загадки.

    Кто пасет овец и коз, Из-под снега вышел друг,

    Там, где луг травой зарос? И весной запахло вдруг.

    (Пастух). (Подснежник)

    Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух) Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

    8. Выучи стихотворения.

    Пошли, пошли, поехали Паучок приехал на базар,

    За спелыми орехами, Мухам паучок привез товар.

    За орехами, грибами, Он его развесил на осинке:

    Что родятся под дубами, - Кто из вас желает паутинки? Что растут под кленами, Под липами зелеными. (В. Орлов)

    9. Игра «Подскажи словечко».

    Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное рлово в конце каждого стихотворения.

    И от ветра, и от зноя, Я в красной шапочке расту

    От дождя тебя укроет. Среди корней осиновых.

    А как спать в ней сладко! Меня увидишь за версту -

    Что это?.. (Палатка). Зовусь я... (подосиновик).

    Подготовлен самолет,

    Он отправится в... (полет).

    10. Игра «Один-много».

    Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

    Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).

    Паук - (пауки). Подушка - (подушки).

    Полка - (полки). Палатка - (палатки).

    11. Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пере­сказать его.

    Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на по­езде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл кра­сивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву заго­рать. Как же хорошо отдыхать!

    Артикуляция звука

    См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кон­чик упирается в нижние резцы.

    Постановка звука

      способ: по подражанию.

      способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растяги­вать, получается звук ПЬ.

    Практический материал по автоматизации звука ПЬ