Войти
Строительный портал - Yagkar
  • Понятие природные зоны и причины их формирования Природные зоны мира: что это такое
  • Кружок по развитию речи «Говорушки Кружок по развитию речи название
  • Произношение звука з в словах
  • Игры на развитие навыка звукового анализа
  • Командный состав восточного военного округа
  • Взлет генералов по службе: военачальники из Восточного округа после командировки в Сирию
  • Пейзаж от франц paysage вид изображение какой-либо. Искусство рассказывает о красоте землиа На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна,И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.И снится ей всё, что в пустыне далёкой,В том крае, г

    Пейзаж от франц paysage вид изображение какой-либо. Искусство рассказывает о красоте землиа На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна,И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.И снится ей всё, что в пустыне далёкой,В том крае, г

    «Теории возникновения живого» - Работа судей. Работа групп на уроке. Распределение обязанностей. Дополнительный вопрос. Теории происхождения. Правила судейской этики. Современные гипотезы. Гипотезы возникновения жизни. Схема перехода химической эволюции. Мой лучший урок. Регламент игры. Структура урока. Этапы появления Солнечной системы.

    «Теория панспермии» - Доказательства. Современные доказательства панспермии. В результате вселенная остается в среднем неизменной. Предложение Фреда Хойла. Гипотеза была выдвинута в середине XIX века. Теория панспермии- жизнь на нашу планету занесена извне, из Вселенной. Гипотеза. С помощью панспермии объясняли и появление жизни на Земле.

    «Теория жизни на Земле» - Теория биохимической эволюции. Возникновение жизни на Земле. Теория самозарождения. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах. Теория стационарного состояния жизни. Опыты Ладзаро Спалланцани. Опыты Франческо Реди Опыты Ладзаро Спалланцани. Эпоха возрождения. Древний мир.

    «Развитие представлений о жизни на Земле» - Ладзаро Спалланцани. Гипотеза Опарина. Чарльз Дарвин. Антони ван Левенгук. Процесс существования сложных систем. Проблемные вопросы. Живое происходит только от живого. Советский биохимик. Свойства живого. Головы в шапках. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Этапы процесса возникновения жизни.

    «Теории происхождения жизни» - Опровержение с амозарождени я. Поговорим о теориях происхождения жизни. Слово о креационизме. Основоположник: А. И. Опарин (1894-1980). Панспермия. Креационизм? Биохимическая эволюция. В чем же основные отличия биогенеза от абиогенеза? Рассмотрим основные теории на примере элементарной схемы. Происхождение жизни на Земле.

    «Появление живых организмов» - Увеличение размеров капли. Одноклеточные анаэробные хемотрофные прокариоты. Одноклеточные аэробные гетеротрофные эукариоты. Распад единой капли на две или несколько более мелких. Напоминает процесс роста у живого организма. Поглощение веществ из внешней среды. Ливневые дожди. Коацерватная капля = сгусток органических веществ.

    Всего в теме 22 презентации


    Искусство рассказывает о красоте Земли.

    Пейзаж в музыке, литературе, живописи.

    А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани

    которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления

    привычной жизни.

    Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

    Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

    Пейзаж (франц. paysage - вид, изображение какой-либо местности) - это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

    Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

    Истории развития пейзажа в русской живописи

    Венецианов и его ученики первые обратились в своем творчестве к русскому пейзажу.

    Под голубыми небесами,

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце снег лежит.

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    А.С.Пушкин. («Зимнее утро»)

    Слайд 1 «Зима» Никифор Крылов. (1802-1831)


    Свою картину «Зима» Никифор Крылов написал в 1827 году. Это был первый русский зимний пейзаж.

    Крылов написал пейзаж, увиденный из окна мастерской, в течение месяца. Взору предстаёт окраина села, жители заняты повседневными делами: на переднем плане женщина с коромыслом несёт полные вёдра воды, навстречу ей мужчина ведёт под уздцы коня, за женщиной с коромыслом изображены две других женщины, остановившихся поговорить. Вдали виднеется лес, а за ним бескрайняя равнина. Кругом белый снег, голые деревья. Автор мастерски запечатлел атмосферу русской зимы. Такой удивительно искренний и простой зимний пейзаж - редкое явление в русской живописи первой половины XIX века. Картина была впервые представлена на выставке в Академии художеств, где хорошо встречена современниками, которые отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи».

    Третьяковская галерея.

    Пейзажи Григория Сороки – любимого ученика Венецианова пленительны и грустны. И боязно нарушить эту тишину. Словно очнувшись, природа утратит безвозвратную доброту и негу и покой. Григорий Сорокин – крепостной помещика Милюкова. Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) Григорий Васильевич Сорока - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых. Крепостной человек тверского помещика Н. П. Милюкова, соседа и доброго знакомого А.Г.Венецианова. Взятый барином к себе в дворню в имение «Островки», Сорока, видимо, и был замечен там художником, и, с разрешения Милюкова, мастер взял его в свое сельцо Сафонково. Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры. А.Г.Венецианов пытался выкупить его из неволи, но не успел из-за трагической смерти. После его смерти, Григорий Васильевич Сорока окончил жизнь самоубийством.

    И только почти четверть столетия, спустя, суждено было появится в русском искусстве художнику, о котором мог сказать поэт: «С природой одной он жизнью дышал, у ручья разумел лепетанье, и говор древесных листов понимал и слышал он трав прозябанье…» Саврасов. Он старался отыскать и в самом простом, обыкновенном, те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в русском пейзаже и так неотразимо действуют на душу.


    В 1871 году Саврасов создал свой знаменитый шедевр - картину “Грачи прилетели” (Третьяковская галерея, Москва). Он писал ее с натуры в деревне Молвитино Костромской губернии. Художник любил изображать весну, и в этой картине сумел тонко и убедительно показать ее первые признаки: потемневший мартовский снег, талую воду, пропитанный весенней влагой воздух, небо, покрытое темными облаками, птиц, суетящихся над своими гнездами. Каждая деталь пейзажа выражает острое чувство ожидания весны. Вероятно, поэтому картина так полюбилась русскому зрителю, суровой и долгой зимой с нетерпением ожидающему прихода весны и ее первых вестников - грачей.

    Картина, показанная на передвижной художественной выставке, привлекла внимание многих. Известный историк искусства Александр Бенуа назвал ее путеводной звездой для целого поколения мастеров пейзажа XIX века. И.Н. Крамской, увидевший полотно на выставке, отозвался о нем так: “Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов… и Шишкин. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в ”Грачах“”.

    Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная! Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

    Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком…» написан в 1891 году на мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Работа выполнена на холсте маслом. Данное произведение хранится в Киевском музее русского искусства. На полотне мы видим сосну, которая стоит на краю обрыва и в любой момент готова упасть под тяжестью снега, который хлопьями облепил её ветки-руки. Верхушка сосны похожа на голову орла, который вот-вот сорвётся, взмахнёт крыльями и с облегчением освободится от непосильной тяжести. Хмурое темно-синее небо пронизано тревогой. Середина сосны ближе к стволу похожа на скелет, который лишился своей плоти-листвы на время зимы. Данная работа пропитана духом одиночества и холода.

    Прочитай стихотворение М.Ю.Лермонтова "На севере диком стоит одиноко"

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна,
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утёсе горючем
    Прекрасная пальма растёт.


    Вообще, дуб – одно из любимых деревьев художника - пейзажиста, неутомимо изображавшего эти великолепные титаны, сотворенные непредсказуемой природой. На этом полотне дубы у Шишкина - великолепные, широко раскинувшие могучие ветки-лапы герои лесного эпоса. Деревья освещены лучами солнца, которое собирается вскоре покинуть небо. Время суток, изображенное на картине - вечер. Однако Шишкин мастерски подчеркивает необычность игры светила на могучих стволах дубов.

    Современники называли Шишкина “патриархом леса”, и эти слова очень точно передавали отношение художника к природе и искусству. Лес, который живописец любил самозабвенно, стал главным героем его картин. Шишкин не просто писал природу: он, как ученый, исследовал ее. Своим ученикам мастер не уставал повторять: “В изучении натуры никогда нельзя ставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне и что больше учиться не надо”. Шишкин первым из русских живописцев XIX столетия понял всю важность и значимость натурных этюдов. Он прекрасно знал лес, строение каждого дерева и растения.

    «Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои, истинно народные пути, к изображению ее задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши могучие, полные неповторимой поэзии леса.» - Так писал Виктор Васнецов пейзажисту Ивану Шишкину.

    «Этот мальчик еще покажет себя, никто, да и он сам, в том числе, и не догадываются о возможностях, скрытых в нем.» - Это слова художника Крамского о русском художнике Федоре Васильеве. Васильев прожил всего 23 года, но как много он успел сделать. Его взволнованная кисть, так много поведала людям о величии и таинстве природы.

    Картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На пер­вом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них - силуэты ку­стов и деревьев, а вокруг - изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

    Дар цветовых ощущений есть такого рода роскошь, которая возвышает человека» - это высказывание ученого Петрашевского в полной мере можно отнести к творчеству Куинджи.

    «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света», - писал Репин в 1913 году.

    Современник А.Саврасова и И.Шишкина, он привнес в пейзаж волшебство света. Мир природы на его полотнах подобен сказочным чертогам, где человека посещают прекрасные и вечные мечты.

    Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое

    небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

    Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли.

    Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз, они скромны и точны, подобно Чеховским рассказам. Так мало нот и так много музыки. Великий поэт природы Левитан, до конца почувствовал неизъяснимую прелесть русского пейзажа, и в картинах своих сумел передать любовь к Родине, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности.

    Настроением радости отмечено и полотно “Свежий ветер. Волга” (1895, Третьяковская галерея, Москва). Вольный ветер покрывает воду легкой рябью, наполняет паруса, гонит по небу легкие облака. С помощью звучных, свежих красок мастер передает ослепительную белизну парохода и чуть позолоченных солнцем облаков, яркую голубизну неба и реки.


    В “Тихой обители” художнику удалось свежо и эмоционально показать обобщенный образ природы. Этот же мотив храма, отраженного в спокойной и прозрачной речной воде, Левитан повторил в картине “Вечерний звон” (1892, Третьяковская галерея, Москва).



    Левитан признан одним из самых тонких и проникновенных пейзажистов. С творчеством Левитана в русскую живопись вошло понятие "пейзажа настроения". Умение объективно передать красоту природы во всем многообразии ее изменчивых проявлений и одновременно через пейзаж выразить состояние человеческой души, ее тончайших переживаний были драгоценными качествами дарования художника. Пронизанная ликующим настроением картина «Золотая осень» – это своеобразный прощальный гимн последнему цветению природы: необыкновенной яркости красок, «горению» золота берез, многоцветию покрова земли. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж отличается сложным цветовым решением, разнообразием живописной поверхности, на которой выделяются фактурные красочные мазки.

    Вероятно, именно о картинах “Золотая осень” и “Свежий ветер. Волга” Грабарь писал: “…Они вселяли бодрость и веру в нас, они заражали и поднимали. Хотелось жить и работать”.

    Но таких жизнеутверждающих и радостных пейзажей у Левитана немного.

    Тихой грустью проникнуто полотно “Весна. Большая вода” (1897, Третьяковская галерея, Москва). Очень гармоничен колорит картины. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны. Неярким солнечным светом пронизаны тонкие стволы деревьев. Их хрупкость и грациозность подчеркивают четкие отражения в воде. Эта эмоциональная и проникновенная картина природы передает всю глубину человеческих чувств и переживаний. О присутствии человека напоминает одинокая лодка у берега и скромные крестьянские домики на горизонте.

    Плес - маленький заштатный городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Здесь Левитан впервые нашел те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а, заодно, и имя Плеса. Золотой Плес - один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой... Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан.

    Раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.


    Картина Левитана Озеро (Русь) (1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) - последняя большая картина художника, над которой он работал долго и вдохновенно. Пожалуй, не для одной из работ он не сделал столько подготовительных этюдов и эскизов. Известно, что в процессе создания Озера художник не раз выезжал на этюды в Тверскую губернию, в места, некогда послужившие натурой для картины Над вечным покоем . Но в сравнении с последней в Озере слышится не траурная, но торжественно-мажорная музыка природы. Озеро производит сильное впечатление своим светлым, праздничным звучанием, «перезвоном», объединяющим высокое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака, и чудное приволье синего озера, у ближнего берега которого зеленеет взволнованный свежим ветром тростник, а на дальних берегах виднеются деревни и возносящие главы к небу белые храмы и колокольни.

    Чудный день, пройдут века,

    Так же будут в вечном строе

    Течь и искрится река,

    И поля дышать на зное.

    Федор Тютчев

    Прочитай слова русского поэта И. Бунина.

    Нет, не пейзаж влечет меня,

    Не краски жадный взор подметит,

    А то, что в этих красках светит:

    Любовь и радость бытия.

    Как ты понимаешь слова русского поэта И. Бунина?

    Высказывание французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

    Задание: о бъяснить смысл?

    Записать в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило тебя своей красотой.

    Подбери музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие художественные ассоциации возникают в твоем воображении?

    Послушай музыкальные произведения:

    С.И.Танеев«Сосна» на сл.Ю.Лермонтова.

    «Уж ты поле мое» русская народная песня.

    Необходимо проанализировать, сопоставить с литературным текстом и картинами художников.

    Литературные страницы

    Послушай стихи о природе: Родное. Д.Мережковский

    Осенний вечер. Ф.Тютчев.

    Прочитай вслух два литературных сочинения, написанные в XX в., найди интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

    Все в тающей дымке

    Все в тающей дымке:

    Холмы, перелески.

    Здесь краски не ярки

    И звуки не резки.

    Здесь медленны реки,

    Туманны озера,

    И все ускользает

    От беглого взора.

    Здесь мало увидеть,

    Здесь нужно всмотреться,

    Чтоб ясной любовью

    Наполнилось сердце.

    Здесь мало услышать,

    Здесь вслушаться нужно,

    Чтоб в душу созвучья

    Нахлынули дружно.

    Чтоб вдруг отразили

    Прозрачные воды

    Всю прелесть застенчивой

    Русской природы.

    Н. Рыленков

    Неведомому другу

    Солнечно – росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

    Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

    И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

    И опять расширится душа: елки, березки, - и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

    М. Пришвин

    Ответь на вопросы;

    * Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.

    Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами?

    Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.

    Художественно-творческие задания

    Подготовь компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуй свой выбор художественных произведений.

    Представь себя звукорежиссером, подберите знакомые тебе музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

    Послушай музыкальные произведения:

    Осень.Г.Свиридов;

    Сказание о невидимом граде Китеже. Вступление;

    Ответь на вопрос: Какое из этих музыкальных произведений озвучивает стихотворение о природе Ф.Тютчева?

    Вспомни уроки музыки. Послушай ещё раз музыку Валерия Гаврилина. Созвучна ли она картинам И.Левитана?

    Зримая музыка

    Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики - «Времена года» - цикл концертов итальянского композитора XVIII

    в. Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского

    композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками - сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

    А.Вивальди "Времена года" для струнного оркестра.

    Весна грядет! И радостною песней
    Полна природа. Солнце и тепло,
    Журчат ручьи. И праздничные вести
    Зефир разносит, Точно волшебство.

    Вдруг набегают бархатные тучи,
    Как благовест звучит небесный гром.
    Но быстро иссякает вихрь могучий,
    И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

    Цветов дыханье, шелест трав,
    Полна природа грез.
    Спит пастушок, за день устав,
    И тявкает чуть слышно пес.

    Пастушеской волынки звук
    Разносится гудящий над лугами,
    И нимф танцующих волшебный круг
    Весны расцвечен дивными лучами.

    В полях лениво стадо бродит.
    От тяжкого, удушливого зноя
    Страдает, сохнет все в природе,
    Томится жаждой все живое.

    Кукушки голос звонко и призывно
    Доносится из леса. Нежный разговор
    Щегол и горлица ведут неторопливо,
    И теплым ветром напоен простор.

    Вдруг налетает страстный и могучий
    Борей, взрывая тишины покой.
    Вокруг темно, злых мошек тучи.
    И плачет пастушок, застигнутый грозой.

    От страха, бедный, замирает:
    Бьют молнии, грохочет гром,
    И спелые колосья вырывает
    Гроза безжалостно кругом.

    Шумит крестьянский праздник урожая.
    Веселье, смех, задорных песен звон!
    И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
    Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

    А остальные жаждут продолженья,
    Но петь и танцевать уже невмочь.
    И, завершая радость наслажденья,
    В крепчайший сон всех погружает ночь.

    А утром на рассвете скачут к бору
    Охотники, а с ними егеря.
    И, след найдя, спускают гончих свору,
    Азартно зверя гонят, в рог трубя.

    Испуганный ужасным гамом,
    Израненный, слабеющий беглец
    От псов терзающих бежит упрямо,
    Но чаще погибает, наконец.



    Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
    И севера ветра волна накатила.
    От стужи зубами стучишь на бегу,
    Колотишь ногами, согреться не в силах

    Как сладко в уюте, тепле и тиши
    От злой непогоды укрыться зимою.
    Камина огонь, полусна миражи.
    И души замерзшие полны покоя.

    На зимнем просторе ликует народ.
    Упал, поскользнувшись, и катится снова.
    И радостно слышать, как режется лед
    Под острым коньком, что железом окован.

    А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
    Идет не на шутку меж ними сраженье.
    Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
    Дарит нам зима и свои наслажденья.

    П.И.Чайковский "Времена года" - цикл для фортепиано

    12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

    И за тройкой вослед не спеши
    И тоскливую в сердце тревогу
    Поскорей навсегда затуши."
    Н.А.Некрасов

    "Святки". Декабрь:
    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали,
    За ворота башмачок
    Сняв с ноги бросали."
    В.А.Жуковский

    "Подснежник". Апрель Слушать
    "Голубенький чистый
    Подснежник: цветок,
    А подле сквозистый
    Последний снежок.
    Последние слезы
    О горе былом
    И первые грезы
    О счастьи ином..."
    А.Н.Майков

    "Белые ночи". Май Слушать
    "Какая ночь! На всем какая нега!
    Благодарю, родной полночный край!
    Из царства льдов, из царства вьюг и снега
    Как свеж и чист твой вылетает май!"
    А.А.Фет

    "Баркарола". Июнь Слушать
    "Выйдем на берег, там волны
    Ноги нам будут лобзать,
    Звезды с таинственной грустью
    Будут над нами сиять"
    А.Н.Плещеев

    "Песнь косаря". Июль:
    "Раззудись, плечо Размахнись рука!
    Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
    А.В.Кольцов

    "Жатва". Август:
    "Люди семьями
    Принялися жать,
    Косить под корень
    Рожь высокую!
    В копны частые
    Снопы сложены.
    От возов всю ночь
    Скрыпит музыка."
    А.В.Кольцов

    "Охота". Сентябрь:
    "Пора, пора! Рога трубят:
    Псари в охотничьих уборах
    Чем свет уж на конях сидят;
    Борзые прыгают на сворах."
    А.С.Пушкин

    В русских пейзажах-настроениях -стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

    Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана

    «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

    Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок,

    мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

    Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

    Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист.

    И. Левитан

    Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

    П. Чайковский

    Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

    Выполнить задание по выбору

    Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

    Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

    Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

    Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

    Художественно-творческое задание

    Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.

    Музыкальные произведения: П.И.Чайковский цикл фортепианных пьес «Времена года»; А.Вивальди. Концерт для струнных инструментов «Времена года»; (фрагменты).










    Все в тающей дымке Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н.Рыленков Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.




    Совпадают ли образы природы: один, описанный в стихотворении, и другой, изображенный на картине? Все в тающей дымке Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н.Рыленков И.Левитан. Вечерний звон


    Неведомому другу Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг. И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей! И опять расширится душа: елки, березки, и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо! М. Пришвин


    Художественно-творческие задания Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений. Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.






    Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов () На пашне. Весна, 1820


    Спящий пастушок, На жатве. 1820


    Карл Павлович Брюллов Карл Павлович Брюллов () Путешествие в Грецию.






    Клод Моне. Впечатление, восход солнца::






    И. Левитан. Весна. Большая вода Вот какими словами описал свои впечатления от картины знаток русской живописи М. Алпатов: «Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели».

    Урок 6

    8 класс. Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.

    Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка.

    Цель:

    Развитие навыков анализа произведений искусства;

    Совершенствование коммуникативных навыков;

    Способствовать формированию отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

    Создание условий для развития исследовательских навыков

    Оформление урока: Презентация PowerPoint

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие учеников.

    2. Введение в тему урока.

    - Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
    - Помочь учащимся самим определить направление темы урока.

    УЧ. Тему урока вы определите сами после того как послушаете притчу Василия Александровича Сухомлинского.

    (Музыкальный фон)

    Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, с другой – стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное – море!» А человек с холодным сердцем сказал: «Да. Много воды»

    Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: «Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!»

    «Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нём, вот и пылью покрыт он. Камень… «

    «Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена!»

    Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из- под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли и безбрежное море стало, как зеркало.

    Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: « Да, крепкий камушек».

    УЧ. А вам удавалось когда либо увидеть красоту вокруг себя? (Ответы учащихся)

    УЧ. Живет повсюду красота,
    Живет ни где - нибудь, а рядом,
    Всегда открыта нашим взглядам,
    Всегда доступна и чиста.

    Живет повсюду красота
    В любом цветке, в любой травинке
    И даже в маленькой росинке,
    Что дремлет в складочке листа.

    Живет повсюду красота,
    Живет в закатах и рассветах,
    В лугах, туманами одетых,
    В звезде, манящей, как мечта.

    Живет повсюду красота,
    Сердца нам радуя и грея.
    И всех нас делает добрее
    Она, наверно, неспроста!

    Ю.Антонов

    А что помогает запечатлеть красоту природы во всех её проявлениях?

    (Предполагаемый ответ: искусство)

    Давайте сформулируем тему урока .

    « Искусство рассказывает о красоте земли»

    3. Изучение нового материала.

    В каких видах искусства человек может передать всю красоту земли, которую он видит вокруг себя?

    Ответы:

    (Музыка, живопись, литература, киноискусство, графика, декоративно-прикладное).

    Все эти виды искусства имеют богатый набор средств выразительности, которые позволяют изображать природу во всем её многообразии:

    То нежной и хрупкой,

    То бушующей и неукротимой,

    То ликующей, то трогательно беззащитной

    Какими выразительными средствами можно передать природные явления?

    (звук, цвет, слово, интонация)

    А.Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.

    Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при встрече с природой, они передают свое видение мира.

    Образы природы в литературе часто встречаются у Тютчева, Пушкина, Есенина, Бунина и др. русских поэтов.

    Сл.2. Давайте послушаем, как литературным словом нарисовал Фёдор Тютчев «Зимний лес».

    Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит,
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован,
    Не мертвец и не живой -
    Сном волшебным очарован,
    Весь опутан, весь окован
    Лёгкой цепью пуховой...

    Солнце зимнее ли мечет
    На него свой луч косой -
    В нём ничто не затрепещет,
    Он весь вспыхнет и заблещет
    Ослепительной красой.

    Сл.3. Посмотрите на картину И. Шишкина «На севере диком»

    На неприступной голой скале стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

    Какое стихотворение созвучно этой картине? (Стихотворение М. Лермонтова «На севере диком…»)

    Задание 1.

    1 . Прочтите вслух два литературных сочинения XX века : « Все в тающей дымке» Н.Рыленков,

    2. Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального содержания этих произведений.

    Вопросы по прочитанному:

    3.Что хотели нам рассказать авторы?

    4. Совпадают ли образы природы : один - описанный в стихотворении и другой - изображённый на картине?

    5.Какие мысли Михаил Михайловича Пришвина помогают нам почувствовать красоту родной русской природы.

    К образу родной природы часто обращаются композиторы . Наиболее известны два произведения, посвящённые временам года, которые так и называются «Времена года». Одно из них это цикл фортепианных пьес русского композитора П.И. Чайковского, другое - цикл скрипичных концертов итальянского композитора А.Вивальди.

    Давайте послушаем пьесу из фортепианного цикла «Времена года» великого композитора Петра Ильича Чайковского. Апрель «Подснежник»

    Какие образы вызывает у вас это музыкальное произведение?

    А сейчас давайте послушайте произведение А.Вивальди и подумайте - Какое природное явление представил в своём произведении композитор?

    Какой жанр изобразительного искусства посвящён изображению природы?

    Сл. 4. Пейзаж ( от фр. – вид, изображение какой-либо местности) – это жанр, посвящённый изображению природы. В европейском искусстве в

    Красоту русской природы одними из первых для нас смогли раскрыть такие знаменитые художники, как Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов.

    Люди словно впервые увидели на их картинах весенний воздух, услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!

    Сл.5.

    Перед вами знаменитая картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897г.) «Грачи прилетели».

    Описание картины

    - Какой весенний месяц изобразил на своём полотне А. Саврасов?

    По каким приметам вы это поняли?

    Предполагаемые ответы: Март. Ещё вся земля покрыта снегом, но он рыхлый, серый, пропитанный влагой, местами покрытый талой водой. Берёзы только освободились от снежного гнёта и стоят, словно умытые, вытянув белые стволы к небу, в котором разлито ощущение ранней весны. Грачи уже успели обосноваться в ветвях берёз, свили гнёзда и оживлённо летают вокруг них.

    Предполагаемые ответы : Грачи первые из перелётных птиц, которые прилетают весной. Если прилетели грачи, значит пришла весна и нет возврата зиме.

    - Расскажите, как показано на картине, что природа пришла в движение?

    Предполагаемые ответы: Снег оседает, земля освобождается от снежного покрова, прибывает талая вода, берёзы принимают шумных жильцов, носятся с радостными криками грачи, летит в голубой выси стая перелётных птиц.

    - Что изображено на первом плане картины?

    Предполагаемые ответы: На первом плане картины художник изобразил березы. Молодые еще, но неказистые. некрасивые, искривленные, голые стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени.

    На березах грачи строят гнезда. Снег под кривыми берёзками усеян сучками и следами птичьих лапок. Он сырой, грязный, но не мертвый, а живой, потому что под ним чувствуется движение жизни – талой, набирающей силу воды. Кое- где она еже образовала рыжие проталины и бурые лужицы. Маленький прудик уже освободился от снега. Солнца нет, но оно здесь, рядом, где – то за светлым, жемчужно- перламутровым облаком.

    -Опишите второй план картины.

    Второй план картины начинается с низенького забора, за которым на церковном участке видны какие- то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и колокольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами обнажившейся земли.

    Церковь старая и маленькая, но уютная.

    Какое настроение создаёт эта картина?

    Лирическое, светлое, взволнованное, как будто ты вернулся из дальних странствий, стоишь у родной околицы и всматриваешься в до боли знакомые домишки, заборы, деревья, словно узнаёшь их заново.

    Сл. 6. А теперь рассмотрим другую картину о весне ученика Саврасова,

    Исаака Ильича Левитана, которая называется «Март»

      Какое время года изобразил художник? (весна)

      Что указывает на картине что это весна, а именно март месяц? (Яркое весеннее солнце светит, снег тает, становится рыхлым, деревья еще не проснулись от зимней стужи.)

      Что изображено на первом плане картины?( Лошадь, запряженная в сани, стоит у дверей дома, греясь под первыми теплыми и еще робкими лучами солнца.)

      Что изображено на заднем плане?( На заднем плане картины изображены еще угрюмые деревья. На березах кое-где еще не сброшена осенняя листва.

    В глубине леса еще виднеется много снега, в воздухе витает морозец. Перелетных птиц еще не видно, но уже заметно, что солнце хорошо пригревает, снег в последний раз ярко сверкает на солнце. Вся природа замерла в ожидании весны.)

    Какое настроение этой картины?

    Настроение светлое, радостное, ощущение приближения каких-то перемен.

    Сл.7. А теперь рассмотрим самую известную картину И. Левитана «Золотая осень».

    2 Задание по рядам :

    Подберите прилагательные или сравнения, характеризующие это произведения. Побеждает та команда, которая подберет большее количество слов.

    (Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный)

    Используя услышанные сравнения попробуйте описать картину

    «Золотая Осень».

    Сл.8-9 . Задание 3 . (По вариантам.)

    Рассмотрите пейзажи.

    Придумайте и запишите в тетрадь своё название к этим полотнам.

    И. Левитан. Лето.

    Сергей Хананин родился в 1953 году в Пензе. Окончил Пензенское художественное училище им.Савицкого (1974-1978). Пятнадцать лет работал художником-дизайнером. В его творчестве преобладают реалистическая живопись, сюжеты с русскими провинциальными пейзажами. Множество картин художника находятся в частных коллекциях различных стран мира. (сайт художника http://hananin.art-salon.ru/

    Сл. 10-11 Красоту родного края и ру сской природы воспевал И.И. Шишкин. Больше всего он любил лес и писал его почти на всех картинах. Лес в его картинах предстаёт во всей красе и чаще в летнее время года, в ясный солнечный день, когда нет ни бурь, ни ветра, - везде спокойная величавая русская природа.

    3. Подведение итога урока

    Сл. 12-15 Осень в картинах русских художников - это самая яркая и трогательная пора

    Зима - - сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает.

    Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна.

    Лето пропитано гармонией тепла и благоухания зелени, слегка утомленной знойной жарой или пропитанной освежающей влагой летнего дождя.

    Итак, мы рассмотрели природу в разных видах искусства. в литературе, в изобразительном искусстве и в музыке. Какой мы увидели природу? Что общего во всех произведениях? (авторы восхищаются красотой окружающего мира).

    Самооценка работы на уроке:

    Ученикам предлагается закончить некоторые из предложений .
    1. Больше всего мне понравилось_________ .
    2) Самым интересным сегодня на уроке было
    3) Самым сложным для меня сегодня было
    4) Сегодня я понял____________
    5) Сегодня я научился_________
    6) Сегодня я задумался_________
    7) Сегодня самым активным на уроке был____________

    Домашнее задание: учить конспект.

    Варианты

    1. Нарисовать 2 пейзажа «Лето - утро» и «Лето - день»

    2. Нарисовать 2 пейзажа«Осень - утро» и «Осень - день»

    3. Нарисовать 2 пейзажа «Зима - утро» и «Зима - день»

    4. Нарисовать 2 пейзажа «Весна - утро» и «Весна - день»

    2. Выучите (подберите) стихотворение о природе и подберите к нему музыку, обоснуйте свой музыкальный выбор.

    3. Пейзаж в живописи русских художников (презентация)

    Проверка знаний по карточкам.

    Конспект Искусство рассказывает о красоте Земли.

    И. Шишкин «На севере диком»

    Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели».

    Исаак Ильич Левитан «Март»

    И. Левитан «Золотая осень ».

    И. Левитан. Лето.

    Сергей Хананин. Зимний вечер.

    И.И. Шишкин. Дубовая роща.

    И.И. Шишкин Утро в лесу.

      П.И. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года».

    Апрель. Подснежник.

      А. Вивальди. Скрипичные концерты «Времена года»

    Лето. Гроза.

    М.Ю. Лермонтов «на севере диком…»;

    « Все в тающей дымке» Н.Рыленков;

    «Неведомому другу»- М.Пришвин ;

    Фёдор Тютчев «Зимний лес».

    Пейзаж (от фр. – вид, изображение какой-либо местности) – это жанр, посвящённый изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра выделился в 17 веке.










    Все в тающей дымке Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н.Рыленков Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.




    Совпадают ли образы природы: один, описанный в стихотворении, и другой, изображенный на картине? Все в тающей дымке Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н.Рыленков И.Левитан. Вечерний звон


    Неведомому другу Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг. И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей! И опять расширится душа: елки, березки, и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо! М. Пришвин


    Художественно-творческие задания Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений. Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.






    Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов () На пашне. Весна, 1820


    Спящий пастушок, На жатве. 1820


    Карл Павлович Брюллов Карл Павлович Брюллов () Путешествие в Грецию.






    Клод Моне. Впечатление, восход солнца::






    И. Левитан. Весна. Большая вода Вот какими словами описал свои впечатления от картины знаток русской живописи М. Алпатов: «Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели».